О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 916 118 19 77     
+7 919 764 60 72     


События

Ближайшие открытые семинары:


21-22 ноября 2017 г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


С 22 ноября 2017 г., Онлайн курс Глеба Архангельского

Календарь семинаров на II полугодие 2017 года

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

07.07.08 Петр Садыков. Маленький блокнот и Большой План.
Примеры, упражнения и аналогии, которые применяются на ТМ тренингах.
 

Полезно


Все что вам нужно! Полный аннотированный каталог материалов сайта содержит краткое пояснение содержания материалов и ссылки на архивные версии для чтения оффлайн.
Каталог...>>



Вадим Логвиненко

Обобщенная система управления жизненным успехом

Версия для печати – zip word 26K

Несколько лет назад, изучая вопросы организации и планирования жизни, а также управления временем, я пришел к выводу, что самоменеджмент и тайм-менеджмент – это только инструментальные средства, предназначенные для повышения вероятности достижения успеха. Отсюда возник вопрос, что такое Жизненный успех и как он достигается. Можно очень активно применять методы организации жизни, а все равно испытывать проблемы в своей Жизни.

В связи с этим я решил обобщить в некое единое целое весь объем материала, посвященного достижению Жизненного успеха. В связи с большим количеством публикаций, посвященных данной тематике, я не буду приводить отдельного списка литературы. Можно отметить, что это литература по соответствующим разделам философии и психологии, включая вопросы физиологии, огромное количество литературы по достижению успеха, а также литература по самоменеджменту и тайм-менеджменту.

Хочу назвать только несколько фамилий авторов, чьи работы, на мой взгляд, важны для осмысления того, как же добиться успеха в своей жизни: Н.М. Амосов (биологическая и социальная кибернетика), Максвелл Мольц (психокибернетика), Роберт Штернберг (влияние мышления на успех), Джим Рон (философия жизни), Стивен Кови (философия и организация жизни), Н.И. Козлов (прагматические Принципы Эффективной Деятельности), Наполеон Хилл и Брайан Трейси (практические рекомендации по достижению успеха). Также рекомендую прочитать на сайте www.improvement.ru интересную статью Анны Ивановой «Манифест Светлых Тайм-менеджеров». Некоторую дополнительную информацию о моем понимании данной проблемы можно получить из моей дискуссии с Анной Ивановой, в которой я публиковал свои сообщения под псевдонимом «Посторонний».

Так что же такое Жизненный успех и как его достичь? Вначале необходимо отметить, что мой подход, так сказать, материалистическо-кибернетический. Материалистический в том смысле, что «бытие (базис) определяет сознание (надстройку)». Сознание и, соответственно, деятельность человека, конечно, влияют на окружающую реальность, но это влияние вторично по отношению к первичному «задающему» воздействию окружающей реальности на человека. Кибернетичность подхода заключается в том, что для решения задачи достижения Жизненного успеха я постарался взять из теории управления (кибернетики) некоторые базовые принципы построения динамических систем управления.

Необходимо различать успех (в частных случаях, в «локальном» смысле), Жизненный успех (в «глобальном» смысле) и счастье. Успех, в его локальном варианте, возникает при достижении, реализации некоторой поставленной цели. О Жизненном успехе можно говорить, когда человек последовательно, на протяжении длительного периода жизни успешно решает стоящие перед ним задачи и реализует целый ряд своих целей. Если успех и Жизненный успех – это результат действий человека, то счастье – это чувство, испытываемое человеком при достижении Жизненного успеха.

При этом понятие счастья шире, чем понятие Жизненного успеха. Счастье охватывает (должно охватывать) все стороны жизни человека, тогда как Жизненный успех все-таки может ограничиваться одной-двумя сферами. Таким образом, решая задачу достижения Жизненного успеха, необходимо осмыслить понятие счастья в жизни человека. О счастье написано очень много и существует много определений того, что же такое счастье. Так как, пожалуй, общепризнанно, что это – индивидуальное чувство, то, естественно, каждый будет его переживать по-своему. В рамках принятого обобщенного подхода к проблеме Жизненного успеха можно попробовать дать некоторые рекомендации по достижению счастья.

Во-первых, необходим баланс Эмоционального, Интеллектуального, Физического и Социально-экономического Параметров Жизни человека. Соответственно, для охвата этих видов баланса выделяют следующие Структурные Направления Деятельности: 1) служебное, 2) личное, 3) семейное, 4) спорт и отдых. Далее в рамках указанных направлений выделяют Ключевые Сферы Деятельности для постановки целей: 1) здоровье и самочувствие, 2) образование и умение, 3) работа и карьера, 4) экономическое положение и материальные блага, 5) человеческие взаимоотношения, 6) использование времени. И, наконец, для каждой сферы деятельности указывают Жизненные Роли человека, ставят необходимые цели и определяют задачи, подлежащие решению. Можно тут же отметить, что рекомендуется иметь одну-две Глобальные Цели (Главная Цель всей жизни), для достижения которых ставят и решают долгосрочные, средне- и краткосрочные цели и задачи. В принципе, это относится к сфере самоменеджмента.

Во-вторых, необходим баланс между следующими Параметрами Развития человека: 1) духовными и материальными ценностями, 2) жизнерадостностью и сосредоточенностью, 3) гибкостью и твердостью, 4) активностью и жизненно необходимой релаксацией, 5) рабочей загруженностью и умением отдыхать, 6) умением подчиниться обстоятельствам и уважением к себе, 7) официальностью и неформальностью. Благодаря такому балансу у человека должны сотрудничать друг с другом его собственный ум и интеллект, эмоции и воля, голова и сердце.

В литературе очень много говорится о невозможности обретения счастья при сравнении себя, своих достижений с достижениями более успешных людей, так как при этом неизбежно возникновение чувства зависти и желания иметь то же самое, что и у других. И это желание можно реализовывать до бесконечности. С другой стороны, даются рекомендации, заключающиеся в том, что можно почувствовать себя более счастливым, осознав свои преимущества при сравнении себя с людьми, обладающими по отношению к вам какими-либо недостатками, например, физическими, образовательными, имущественными и др.

Не отрицая полностью данных рекомендаций, в рамках материалистического подхода представляется более точным понимание счастья, основанное на известном высказывании о том, чтобы «Желания совпадали с Возможностями». Но для действительно счастья этого мало. Необходимо, чтобы человек своими Действиями Исполнял свои Желания и, соответственно, Изменял окружающую Обстановку так, чтобы его Возможности могли Реализовываться в окружающей его Среде. Также изначально для полной Реализации Возможностей человек должен находиться в Подходящей для этого окружающей Обстановке. Учитывая все вышесказанное, приходим к следующей Формуле Счастья:

Счастье – это динамическое развитие по следующей спиральной цепочке:

… –> Возможности человека должны Соответствовать окружающей его Реальности –>
–> Желания человека должны Совпадать с его Возможностями –>
–> Действия, совершаемые человеком, должны Реализовывать его Желания –>
–> Реальность должна Трансформироваться под влиянием совершаемых Действий –> …,

которая разворачивается в каждом из Структурных Направлений Деятельности
и при этом соблюдаются все виды баланса между:
Параметрами Жизни человека, Ключевыми Сферами Деятельности и Параметрами Развития.

Коротко, наверное, можно сказать, что девизом этой Формулы является слово Само-Реализация, в отличие от простого СамоРазвития. Процесс саморазвития хотя и охватывает важные для человека сферы жизни, и приводит к повышению физических, интеллектуальных и творческих способностей и возможностей человека, но при этом характеризуется пассивностью в том смысле, что при саморазвитии человек адаптирует себя под окружающую его реальность. Саморазвитие направлено на изменение (улучшение) самого человека, а не окружающей его среды. В то же время самореализация – это активный процесс, при котором человек реализует все свои способности и потенциальные возможности и, соответственно, преобразует окружающую его среду таким образом, чтобы иметь еще больше шансов реализовать свой потенциал. А при саморазвитии абсолютно не гарантирована реализация потенциальных возможностей человека: человек может постоянно повышать свой потенциал, но никогда его так и не реализовать. Поэтому для достижения Жизненного успеха и обретения счастья центральной идеей является именно самореализация, которая, несомненно, включает в себя саморазвитие как составную часть.

К Формуле Счастья необходимо сделать несколько дополнительных пояснений. Во-первых, действие Формулы Счастья и работы схемы приводимой ниже необходимо рассматривать только в динамике (в зависимости от времени)! Это не статика, когда что-то произошло и на этом все остановилось. Все это непрерывно меняется во времени. Соответственно, можно сказать, что счастье (в наиболее общем смысле) и достижение Жизненного успеха через реализацию поставленных целей – это не состояние, а непрерывный процесс во времени.

Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что речь идет о полном, активном, осознанном счастье. Под полным счастьем понимается то, что правильно работают все звенья указанной цепочки, и эта цепочка разворачивается во всех Структурных Направлениях Деятельности при соблюдении всех видов баланса. Под активным счастьем понимается то, что человек создает свое счастье и добивается Жизненного успеха сам – своими активными действиями, в соответствии с высказыванием «Человек сам кузнец своего счастья». Под осознанным счастьем понимается то, что человек полностью осознает, почему он счастлив и что именно, и как он может еще улучшить в своей жизни. Необходимо также отметить, что выполнение данной Формулы Счастья приводит, может быть, к некоему, недостижимому для некоторых людей идеальному варианту. Но это такой вариант, к которому люди могут и должны осознанно и активно стремиться.

В-третьих, может быть замечено, что счастье – это чувство. И, следовательно, каждый человек переживает его «своим сердцем» по-своему. Здесь необходимо уточнить различия между ощущениями, эмоциями, чувствами и мыслями. По этому поводу между психологами до сих пор ведутся дискуссии. Но упрощенно можно сказать следующее. С мыслями относительно все понятно – это «продукт» деятельности нашего сознания, ума. Ощущения – это физиологические реакции человеческого тела на внешние раздражители: ощущение холода, тепла, боли и т.д. Эмоции – это тоже своеобразные упрошенные реакции мозга человека, подсознания на внешние воздействия: различают эмоции страха, радости, горя, гнева и др.

Сложнее всего, пожалуй, ответить на вопрос, что такое чувства. Предлагаемый в рамках данного подхода ответ на этот вопрос состоит в том, что чувство – это осмысленная эмоция. Т.е. упрощенная реакция мозга – эмоция – проходит через сознание и наполняется мыслью (осмысливается), и таким образом возникает чувство, как синтез эмоции и мысли. Соответственно, говорят о чувстве любви, ненависти, единения, сопереживания, зависти и чувстве счастья. Таким образом, хотя счастье и «переживается сердцем», но это обязательно осмысленное человеком понимание его взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Поэтому можно говорить об осознанном счастье.

И, наконец, в-четвертых, сразу же надо определиться с различиями между желаниями, мечтами, намерениями и целями. Желания относятся к сфере эмоций. Желание возникает как подсознательная реакция человека на то, что он Хочет получить что-то такое чего нет у него, а есть у другого (а может быть у него тоже есть, но он Хочет этого еще больше). Мечты относятся к сфере мыслей. Говорят, что человек мечтает, думает о чем-то. Но эти мысли расплывчаты, не являются четко структурированными, у человека отсутствует точное понимание того, как он это «что-то» получит, а зачастую отсутствует и точное понимание того, что же конкретно он хочет получить. Т.е. предмет мечтаний тоже несколько не определен. Намерение – это оформившаяся Мысль о том, что же конкретно человек Хочет, Желает получить. При этом человек как бы говорит себе, что он действительно будет прикладывать усилия для того, чтобы получить то, что он хочет. Но при этом отсутствует конкретный план действий. Цель – это точно сформулированное Намерение с конкретным планом действий по ее достижению. Цель – это чеканная формулировка: что, когда и каким образом мы получим.

Итак, определившись с алгоритмом достижения счастья или, в более узком смысле, Жизненного успеха на основе действия полученной Формулы Счастья и разобравшись с некоторыми основными понятиями, можно попробовать обобщить, как было написано в начале статьи, в некое единое целое весь объем материала, посвященного достижению Жизненного успеха. Такое обобщение было проведено и, используя принципы кибернетики, была получена представленная в конце статьи Структурная схема реализации жизненных планов, работающая на основе алгоритма Формулы Счастья. На схеме полностью указаны все обозначения, необходимые для понимания взаимосвязей между структурными элементами. Однако нужно сделать несколько дополнительных пояснений.

Квадраты-блоки моделируют некоторые объекты. Эти объекты имеют разную природу, но у них есть общие свойства – то, что их можно рассматривать как реально существующие (иногда несколько условно), и то, что в процессе существования этих объектов мы получаем некоторые результаты их действия в виде так называемых выходных сигналов. Стрелки, стоящие после блоков, и есть выходные сигналы объектов, результаты их работы. Кружочки – это суммирующие устройства (сумматоры) с положительными (светлые треугольники) и отрицательными (черные треугольники) входами. Т.е. если выходной сигнал с блока поступает на черный вход сумматора, то он вычитается, а если сигнал поступает на светлый вход сумматора, то он складывается.

Теперь попробуем коротко пояснить работу схемы. Вначале напомним, что, как указывалось выше, работу схемы необходимо рассматривать только в динамике. В соответствии с материалистическим подходом, в самом начале на человека влияет окружающая среда в виде внешних воздействий. Тело человека вырабатывает ощущения, а мозг – эмоции на основе принципа Стимул > Реакция. Этот принцип известен в бихевиористическом подходе к личности человека, но как указывает С.Кови, со ссылкой на логотерапию В.Франкла, у человека между Стимулом и Реакцией есть Выбор. Поэтому указанный принцип помещен именно в это место схемы, как наиболее подходящее для данного вида взаимодействий. Далее ощущения и эмоции проходя через подсознание, трансформируются в желания и мечты. При этом для эффективного функционирования человека в современной социальной среде обязательно должна учитываться Иерархия потребностей, рассмотренных в теории А.Маслоу. Стрелка вверх указывает на то, что желания и мечты возникают у человека непрерывно, а также, что в своих желаниях и мечтах человек может «уноситься» бесконечно все дальше и дальше. Также необходимо подчеркнуть, что именно желания и мечты являются базой, движущей силой для достижения истинного успеха человеком. Поэтому они и расположены в начале всей следующей цепочки.

У человека также существуют определенные возможности для реализации своих желаний. Эти возможности формируются как результат суммы трех составляющих: начальных условий (которые задаются или исходным состоянием, в котором находится человек перед началом реализации своих планов, или родителями, если это начало жизненного пути), текущих достижений (меняющихся во времени результатов реализации планов) и постоянно воздействующих на человека обстоятельств жизни. Знак минус здесь означает, что человек все время должен прикладывать целенаправленные усилия по изменению окружающей его реальности. Если результаты деятельности человека как бы полностью соответствуют, «равны» его окружению, то возможности будут определяться только начальными условиями. А если результаты действий человека «превышают» его окружение, человек выходит за рамки своей среды, то его возможности сразу возрастают.

Далее желания и мечты с одной стороны, и возможности с другой стороны поступают на блок обозначенный «&A» с выходом «Намерение». Это Анализатор на основе логической операции «И». Т.е. когда наши Желания И Возможности совпадают, мы можем позволить себе сформировать Намерение что-то сделать. «Лесенка» рядом с выходом «Намерение» по-казывает дискретный характер формирования намерений человека.

Намерение, проходя через сознание (сумматоры рассмотрим позже), трансформируется в цель (на основе личной философии). Далее чувства вырабатывают самомотивацию (область психологии), а личное здоровье дает нам энергию для деятельности. Деятельность (действия, совершаемые человеком) возникает как результат суммирования энергии человека и его прогнозирования, что он добьется в обозримом будущем (т.е. куда эту энергию надо «приложить»). Деятельность через механизмы самоменеджмента и тайм-менеджмента приносит нам результаты, с помощью которых человек меняет окружающую его среду и добивается, таким образом, успеха (а если деятельность была неправильная и результаты «плохие», то окружающая человека реальность будет меняться в худшую для него сторону).

Эффективность действий человека можно рассматривать как результат суммирования трех составляющих: непосредственно развиваемой деятельности, результатов этой деятельности и влияния внешних воздействий. Результаты деятельности, достижения (если они, конечно, положительные) повышают общую эффективность. Сама деятельность, поскольку она включает в себя значительные энергозатраты, должна учитываться со знаком «минус». Т.е. человек будет наиболее эффективен, когда при незначительных действиях (минимум энерго-затрат) будет получать большие результаты. А если для достижения тех же результатов ему потребуется совершать больше действий, то тогда общая эффективность будет уменьшаться. Также и влияние внешних воздействий на эффективность должно учитываться со знаком «минус» по той же причине, которая указывалась при обсуждении формирования возможностей: эффективность будет тем больше, чем больше «разность» между достижениями человека и окружающей его реальностью. Далее интеллект человека (или его интуиция), анализируя полученную эффективность (фактически сравнивая деятельность человека – затрачиваемые усилия, полученные результаты и условия окружающей реальности) выдает прогноз о будущем состоянии человека. Т.е. в результате анализа мы получаем информацию о том, насколько успешно мы двигаемся к поставленной цели.

На один из входов трехвходового сумматора, стоящего перед блоком «Чувства», в виде задающего воздействия поступает сигнал Цель, формируемый сознанием. На второй, отрицательный вход в виде обратных связей поступают сигналы прогнозирования будущего человека (т.е. прогноз о том, движется ли человек к поставленной цели) и информация о реальных достижениях (прогноз – это не реальность, он может быть и не точным). В результате суммирования-вычитания этих трех сигналов, мы получаем так называемый сигнал рассогласования, ошибку в достижении поставленной цели. И, фактически, эта ошибка, проходя через чувства, должна вызывать появление самомотивации. Т.е. если реальные достижения (и прогноз) далеки от поставленной цели, то ошибка большая и, соответственно, самомотивация и вырабатываемая энергия должны быть большими. Если мы в своих результатах приближаемся к поставленной цели (и прогноз это подтверждает), то сигнал рассогласования (ошибка) уменьшается и может возникать чувство самоуспокоенности, при котором самомотивация и вырабатываемая энергия уменьшаются. Чтобы этого не происходило, сознание постоянно должно вырабатывать новые задающие воздействия – следующие цели. Аналогично работает сумматор с входом «Намерение»: когда реальность окружающей среды совпадает с намерением, которое было у человека, то разность между ними, осмысливаемая сознанием, становится равна «нулю». И у человека не возникает больше целей, которые он должен себе поставить для дальнейшего развития. Чтобы этого не происходило, желания и мечты должны постоянно влиять на генерацию новых намерений, естественно, при их подкреплении возможностями.

Кстати, интересно еще отметить, что, рассматривая предложенную в схеме последовательность блоков: тело > мозг > подсознание > сознание > чувства > планирование-выполнение > окружающая среда, мы получаем для прохождения сигналов чередующуюся цепочку материального (рационального) и идеального (иррационального): объективность > рациональность > иррациональность > рациональность > иррациональность > рациональность > объективность.

Таким образом, предложенная структурная схема (иначе говоря, система управления) показывает, как все блоки и взаимосвязи должны вместе работать, чтобы с высокой степенью вероятности добиваться успеха. Если где-то как-то человек вел себя неправильно или что-то не понимал – это означает, что или неправильно работает какой-то блок, или повреждена связь между блоками. Если мы, допустим, формируем какую-то Цель, но при этом необходимых Возможностей не имели, то это означает, что, например, неправильно работал наш Анализатор, сформировавший неверное Намерение, и существует высокий риск того, что мы этой Цели и, соответственно, успеха в данном случае не добьемся. Конечно, человек и в этих условиях может, в конце концов, выправить ситуацию и добиться своей цели, но риск неудачи, а, главное, затрачиваемые время, усилия и ресурсы при этом будут гораздо больше. Так что, предложенную схему можно рассматривать и как тренажер по выявлению неправильно работающих блоков и связей (личных ошибок, с наиболее общей точки зрения) в случаях наличия постоянных проблем при достижении поставленных целей.

Результатом работы схемы является моделирование поведения человека при изменении им окружающей его реальности для достижения поставленных целей, успеха (в локальном смысле), а также достижения Жизненного успеха (в глобальном смысле). Предложенная система управления Жизненным успехом – это некоторый обобщенный взгляд на то, как добиваться успеха в жизни. Понятно, что в рассмотренной схеме практически не раскрывается внутренняя структура блоков – это сфера отдельных областей знаний: физиология, философия, психология, самоменеджмент и тайм-менеджмент. Также можно отметить, что прямых и обратных связей между блоками, а также и самих блоков, в реальности гораздо больше.

И в заключение, хочется сказать следующее. Не так давно вышла книга: Щербатых Ю.В. «Психология успеха. Технология достижения целей в жизни и бизнесе». – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 384 с. В этой книге есть ряд моментов, перекликающихся с материалом, представленным в данной статье, например, «Успех – это непрерывное движение» или «Цель – это мечта, которая должна осуществиться точно к определенному сроку» (цитаты из книги). Так вот, в главе «Правильная постановка цели» автор приводит «Алгоритм формирования стратегической цели и ее достижения». И хотя этот алгоритм представлен в виде алгоритмической блок-схемы и посвящен решению только одной задачи – формированию цели, представляется, что глубинная идея этого алгоритма (в частности, выраженная наличием в нем некоторых обратных связей) в какой-то степени близка идеологии разработанной в настоящей статье системы управления (структурной схемы). Что, возможно, подтверждает правомерность представленного в статье подхода.

Структурная схема реализации жизненных планов

 


© Вадим Логвиненко, январь 2006 г. Контакт: v-m@ukr.net . Редактура – Глеб Архангельский, info@improvement.ru
Статья написана специально для Improvement.ru. Адрес документа на сайте: http://www.improvement.ru/zametki/logvinenko/
Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования с автором.


Читайте также:

Самопрезентация
Глеб Архангельский Принятие решений: технология персонального стратегического планирования
Глеб Архангельский ТМ-манифест: от инструмента к идеологии
Анна Иванова Манифест Светлых Тайм-менеджеров

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Заказать БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация