Юрий Васильченко
Японская система Кайдзен и персональная организация времени
Версия для
печати zip word 23K
Книги и материалы о стратегиях Кайдзен начали публиковаться на английском языке
с 1995 года. Несмотря на заверения Европейского Японского центра о том, что
знания о системе Кайдзен на Западе распространены достаточно широко, указанные
материалы были написаны не японскими, а западными специалистами и давали весьма
поверхностное понимание подхода Кайдзен. [3, с. 1 174].
Появление в 2004 и 2005 годах перевода на русский язык двух книг о Кайдзен
«Кайдзен: ключ к успеху японских компаний» и «Гемба Кайдзен: путь к снижению
затрат и повышению качества», написанных японцем Масааки Имаи, дают более
глубокие знания о системе и позволяют применять ее идеи к организации времени.
(См. рецензию в газете «Коммерсант. Деньги», № 17, май 2005 г.)
Кайдзен это разработанный в Японии подход к организации деятельности, основанный
на:
- здравом смысле;
- самодисциплине;
- порядке;
- экономии.
Такой подход во многом совпадает с современной позицией технологий организации
собственной деятельности человека во времени. Так:
- здравый смысл включает в себя опору на реальность;
- самодисциплина выражена в нормах и расписаниях;
- порядок представляет собой процесс деятельности, подвергнутый
реинжинирингу и упорядочению;
- экономия находит отражение в устранении потерь времени.
Что такое реальность? Реальность может быть измерена показателями, производительности,
качества и др. Но что делать с этими показателями?
Подход к организации времени с точки зрения Кайдзен это использование и анализ
статистических данных. Такая методология требует, чтобы изучаемые ситуации и
проблемы были выражены в численной форме. Благодаря этому Вы привыкаете работать
с достоверными данными, не руководствуясь интуицией и внутренним голосом. Решая
статистическую проблему, при сборе данных приходится все время обращаться к
ее источнику, такой подход способствует формированию процессного мышления.
Опора на реальность предусматривает избавление от иллюзий, что в результате
наших усилий, мы, возможно и не так, как хотелось, но все же продвигаемся вперед.
Отсутствие четких сроков, ясных нормативов, подмена твердых планов сомнительным
предвидением создает самообман [5].
К примеру, в этом месяце было много праздничных дней, нас подвели погодные
условия, мы не получили в срок материалы от поставщиков это типичные отговорки
и оправдания провалов в сочетании с оправданием, мол: «Все мы люди».
У нас имеется арсенал стереотипных реакций для объяснения того, почему наш
образ жизни, стиль поведения и мыслительные модели не дают желаемых результатов.
Оправдания служат для формирования уверенности в будущем, как компенсации сегодняшних
неудовлетворительных результатов.
Чтобы изменить показатели деятельности следует приложить усилия к улучшению
течения самого процесса. Для этого необходимы метрики и стандарты (эталоны)
как для процессов, так и для результатов.
«Если мы имеем дело с совершенствованием (improvement), нам следует работать
с показателями, ориентированными на процесс» [1, с.72].
Процессный подход к деятельности предполагает в поисках причин возникновения
проблем обращать внимание на всю цепочку процедур, составляющих процесс. Для
этого используют технику многократного повторения вопроса: «Почему?», так
можно выявить последовательность обстоятельств, одно из которых будет определяющим.
Пример.
Почему произошла задержка публикации статьи?
Потому что работа над статьей не была завершена в срок.
Почему статья не была готова к назначенному сроку?
Потому что работа над статьей прервалась и не была продолжена в срок.
Почему работа была продолжена позже назначенного срока?
Потому что первичный экземпляр с внесенными поправками не был доступен для
обработки в офисе в понедельник.
Почему экземпляр не был доступен?
Потому что автор работал с ним на выходных и оставил на даче.
Почему автор оставил статью на даче?
Потому что там был нарушен порядок.
Таким образом, причиной, которая привела к задержке публикации, оказалось
нарушение порядка. Устранить причину возможных задержек, в данном случае, означает
навести порядок. Напомним, что порядок одно из основных положений методики
Кайдзен.
В концепции Кайдзен акцент делается на «человеческий фактор» на то, что люди
постоянно должны изыскивать возможности для улучшения своей деятельности.
Таким образом, Кайдзен интересен для персональной организации деятельности
следующими составляющими:
- ориентацией на процесс, а не на результат;
- использованием статистических данных при анализе деятельности и
принятии решений;
- применением циклов поддержки существующего уровня деятельности
и внесения изменений (циклы SDCA: стандартизуй выполняй проверяй воздействуй
и PDCA: планируй выполняй проверяй воздействуй).
Любая деятельность это фактически последовательность процессов. Описание
деятельности человека в виде процессов и их составляющих помогает более глубокому
пониманию сложившейся ситуации того, что с ними в действительности происходит.
Построение процессов деятельности и их составляющих это наилучшее решение
в свете понимания того, что произойдет в будущем. Правильно построенная последовательность
действий становится базой для реальных планов.
Процессы представляют собой полные и цельные потоки работы. Их можно описать
на различных уровнях детализации (процедуры, задачи, операции), но они всегда
имеют начало, определенную последовательность шагов и четко определенное завершение.
Мы определяем процесс [6].
Процесс логичный, последовательный, ограниченный по времени набор
взаимосвязанных процедур, который потребляет ресурсы и обеспечивает специфичный
результат, который чаще всего размыт во времени. Процесс описывает алгоритм
выполнения мероприятий, с учетом их логической и временной упорядоченности.
Возможно выделение подпроцесса части процесса, которая выполняет
специфическую роль в обеспечении функционирования основного процесса.
Процедуры действия, выполняемые в рамках процесса или подпроцесса.
Процедуры описываются в алгоритмах исполнения. Алгоритмы содержат перечень задач,
которые решаются в рамках процедуры. Процедуры также определяются стандартами
их выполнения.
Задачи отдельные элементы процедуры.
Операции (действия) самая мелкая составляющая деятельности, имеющая
наиболее простую и конкретную форму; кратчайшая по времени составляющая процесса,
не подлежащая дальнейшему дроблению.
Определив, какое событие считается началом процесса, а какое его завершением,
можно оценить продолжительность всего процесса.
Для описания ПД используют следующие шаги [6]:
- инвентаризация существующей информации (сбор и обработка);
- определение и изучение текущих процессов (выделение отдельных процессов,
распределение их по основным группам, краткое описание каждого процесса);
- выбор процессов, которые нуждаются в документировании (по критериям: периодичности
выполнения процесса, его временного объема, требуемой результативности, финансовой
значимости, отношения к жизненным ценностям);
- утверждение уровня детализации последующего документирования (определение
того, будут ли документироваться операции (действия) или достаточно фиксировать
выполнение задач, или даже процедур, определение метрики документирования);
- выбор методики документирования (общий обзор процессов, принципиальная
и детальная схемы процесса, схема управления процессами).
Документировать, описывать процесс бесполезно, если в нем самом содержится
много нарушений и вариабельности [4].
Кайдзен рекомендует сначала стабилизировать процесс:
- осознать, что из составляющих процесса обязательно, а что лишнее, и отказаться
от ненужных элементов;
- упорядочить оставшиеся мероприятия, т.е., возможно, переформировать последовательность
процедур, задач и операций;
- полученную упорядоченность проверять и корректировать ежедневно;
- стандартизировать, т.е. документально закрепить этот процесс.
Возьмем, к примеру, процесс составления договора.
Стабилизация процесса:
- Исключаем первый пункт, т.к. для составления типичного договора не обязательно
знать хозяйственный кодекс.
- Пункт 8 присоединяем к пункту 1, после чего исчезает потребность в пункте
9.
- Пункты 4, 6 включаем в 5 пункт.
- Вносим временные нормативы выполнения пунктов.
Результативное управление на тактическом и оперативном уровне сводится к поддержанию
и совершенствованию нормативов. Это значит, что надо не только поддерживать
действующие персональные нормативы (самодисциплина, порядок), но и улучшать
процессы, чтобы поднять нормативы на более высокий уровень (а не ставить норматив,
а затем искать, как его достичь).
Процессы деятельности предполагают установление и регулирование необходимых
количественных пропорций времени между входящими в них мероприятиями. Для этого
необходимо знать меру временных затрат по каждому мероприятию и по процессам
в целом. Такая мера будет являться для данного мероприятия нормой. Расчет и
установление норм времени осуществляется с учетом организационных и психофизиологических
факторов, что служит основанием для обеспечения нормальной интенсивности труда.
Нормы определяются опытно-статистическим путем [1, 2].
Характеристики нормативов по Кайзден:
- наилучший, самый легкий способ выполнить мероприятие;
- наилучший способ сохранения накопленного опыта;
- обеспечивают установленный (неизменный) способ изменения показателей;
- показывают отношения между причиной и результатом (отклонения, вариабельность,
потери);
- служат основой для выполнения текущей работы и для совершенствования;
- помогают предотвратить повторение ошибок и минимизируют вариабельность.
Вариабельность может возникать из-за недостатка нормативов (вводим новые).
Если вариабельность увеличивается при соблюдении нормативов, должно сначала
определить причину, а затем пересмотреть и модернизировать норматив.
Кайдзен предполагает начинать мероприятия по улучшению процесса с устранения
потерь времени, где бы они ни находились.
Устранение потерь времени обычно состоит в прекращении того, что мы делали
до сих пор, поэтому для устранения таких действий не требуется больших затрат
(ТВ, разговоры по телефону и т.п.).
Потери времени определить все легче по мере приобретения соответствующего навыка,
а поэтому потери все легче выявлять и устранять.
Можно выделить категории потерь времени в деятельности (в ее отдельных направлениях)
ожидания, ошибки, поиск, помехи, транспорт, перемещения, информация без движения.
Все потери приводят к увеличению длительностей процессов, процедур, задач,
операций.
Высокий уровень самодисциплины, достигнутый в определенный период, нелегко удержать.
Самодисциплина исчезает без вовлеченности в нее, как процесс.
Кайдзен-история это стандартизированная форма для записи действий по улучшению,
совершенствованию деятельности [2, с. 90]:
- выбор темы: методы выбора данной темы, приоритет (градация), срочность;
- понимание проблемы в текущем состоянии, постановка целей и метрики, единиц
и параметров измерения;
- сбор данных, наблюдение;
- анализ собранных данных для идентификации первопричины проблемы;
- определение контрмер на основе анализа данных;
- внедрение контрмер;
- подтверждение эффективности контрмер;
- установление или пересмотр стандартов нормативов для того, чтобы предотвратить
повторение проблем;
- анализ процесса и переход к следующим шагам.
ТМ-дневник по совершенствованию деятельности (по методу Кайдзен):
- выбор процессов, которые планируется подвергнуть улучшениям;
- понимание процесса в текущем состоянии, постановка целей, выбор метрики
учета использования временного ресурса;
- документирование процессов деятельности;
- анализ документирования, работа с Циклом организации времени;
- определение контрмер на основе анализа данных;
- внедрение контрмер;
- контроль эффективности контрмер;
- установление или пересмотр целей или стандартов нормативов для предотвращения
повторения отклонений;
- анализ процесса и переход к следующим шагам.
Несмотря на то, что здравый смысл требует сокращать потери времени, на практике
время расходуется на поиск сложных и хитроумных решений возникающих проблем.
Создается напряженность в работе.
Работа, выполняемая напряженно, как правило, идет медленнее и приводит к множеству
ошибок.
Чтобы выполнять работу непринужденно, необходимо лучшее понимание происходящего
повседневной деятельности. Стратегические результаты прямые следствия процессов
деятельности, осуществляемых ежедневно. Кайдзен называет процессы механизмами
поставки результатов, и как следствие, на долгосрочные результаты можно существенно
влиять, только совершенствуя процессы деятельности.
Библиография
- Масааки Имаи. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний М.: Альпина Бизнес
Букс, Приоритет, 2004 г., с. 271.
- Масааки Имаи. Гемба Кайдзен: путь к снижению затрат и повышению качества.
М.: Альпина Бизнес Букс, Приоритет, 2005 г., с. 345.
- Майкл Коленсо. Стратегия Кайдзен для успешных перемен в организации: эволюция
и революция в организации. М.: ИНФРА-М, 2002 г., с. 174.
- Харрингтон Джеймс, Эсселинг К.С., Ван Нимвеген Харм. Оптимизация бизнес-процессов:
документирование, анализ, управление, оптимизация. СПб.: АЗБУКА, БМикро,
2002 г., с. 328.
- Сборник «Управление это наука и искусство». Эмерсон Г. «Двенадцать принципов
производительности». М.: Республика, 1992 г., с. 352.
- Васильченко Ю.Л. Документирование процессов персональной деятельности.
18.03.2005 г. www.improvement.ru
© Юрий Васильченко, июнь 2005 г. Статья написана
специально для Improvement.ru. Адрес документа на сайте: http://www.improvement.ru/zametki/kaizen/
Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных
интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление,
и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных
СМИ требует согласования с автором.
Читайте также:
Васильченко
Ю.Л. Документирование процессов персональной деятельности
Аноним Моя система Life-Management
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!