Эдуард Фаритов
Моя система планирования обучения
Версия для
печати zip word 10K
Что и как читать?
Для начала вступление, откуда вообще взялась идея планировать обучение. Я столкнулся
с тем, что я не так часто встречал людей, у которых можно получить качественно
новые знания. И период времени общения с ними очень мал для того, чтобы хоть
что-то у них перенять.
Поэтому я понял, что имеет смысл спрашивать у людей какая любимая книга этого
человека. Называя одну или две книги, человек обозначает те направления знаний,
которые он считает наиболее для него важными. Так у меня сложился список литературы,
которую я хотел бы прочесть.
Потом, по принципу ограниченного хаоса, единый список литературы я разбил на
части: прикладная психология, бизнес, литература для общего развития.
Я пользуюсь двумя принципами:
- Стараюсь комбинировать тематику при определении порядка прочтения. Читаю
сначала, допустим, психологию, потом бизнес, потом художественную литературу.
- Ранжирую список книг. Если книгу упоминает человек, который для меня «гуру»,
она попадает на верх списка; если какая-то книга упоминается двумя разными
людьми она становится приоритетом.
Так родился подход, что нужно читать выборочно.
Когда читать?
Все мы заняты. И большинство объясняет этим нерегулярность своего чтения. Когда
начинается рабочий день, читать уже поздно. Вечером люди чаще всего уже устают
и могут читать художественную литературу, но не какой-нибудь увесистый учебник,
скажем, по финансам. Поэтому для себя я определил, что читать лучше всего утром.
Это вопрос планирования времени с учетом тех волн активности, биоритмов, о
которых много говорят. Мне кажется, что не биоритмы управляют человеком, а наоборот
ими можно управлять. Человек может тренировать себя принимать какой-то биоритм.
Это привычка. Как, допустим, если я живу в России в моем меню стоит хлеб,
если я приезжаю в Южную Корею, то там вместо хлеба я ем рис. Конечно, есть период,
когда желудок приспосабливается, но со всем можно справиться. В биоритмах
то же самое.
Я уделяю себе час-полтора каждое утро на чтение по ранее составленному списку
литературы, и для этого конечно нужно вставать пораньше. Самое главное здесь
дисциплина. Просто нужно понять, какой объем литературы ты хочешь прочитать
за определенный период. Ты примерно знаешь, что если это какая-то тяжелая финансовая
книга, ты делаешь столько-то страниц в час. Отсюда примерно понимаешь объем
по часам сколько потребуется этого самого ценного ресурса. И нужно выискивать
этот ресурс.
Можно поставить себе в календарь читать 8 часов подряд в субботу, но такое
не получится. Лучше поставить по полтора-два часа, но каждый день. Это более
выполнимо.
Структурированный подход
Теперь еще раз о том, «что читать». Я пришел к тому, что надо не просто выбирать
отдельные книги, нужен более структурированный подход.
Когда я был в Канаде, я прошел тесты, которые они дают своим выпускникам старшей
школы перед тем, как они поступают в университеты, когда человек определяет,
к какой профессии у него, грубо говоря, лежит склад ума, темперамент, и так
далее. Пройдя тест, я увидел, из списка, скажем, десяти областей, где я бы мог
приложиться, те две, дальнейшее развитие в сторону которых показалось мне логичным,
исходя из уже существующего запаса знаний. Я не хотел учиться чему-то абсолютно
новому. Например, там была такая область, как изучение драгоценных камней. Наверняка
интересно, но, к сожалению, у меня нет базовых знаний, на которых я мог бы развиваться
в этом направлении. Но там были, финансовый анализ и проектное управление. И
вот в этом направлении я начал искать.
Я задал себе вопрос: какие есть структурированные подходы, например в области
проектного управления какой вообще человек может называть себя проектным управляющим.
Узнал про различные виды сертификации. Я выбрал PMP (Project Management Professional),
посмотрел, что входит в процесс подготовки. Отсюда стало понятно, что нужно
делать и что изучать.
Получается такой подход: выбрать достаточно большую цель, потом уже из этой
цели каскадируются ежедневные шаги. Вот эту книгу нужно читать столько-то часов
в день, и т.д.
Это по проектному управлению. Такой же подход по финансам.
От целей к шагам
Структурированный подход сразу дает некоторый личный «учебный план», который
взят просто из требований по достижении такой-то сертификации. Чем мне нравится
этот подход, достаточно выбрать цель, а дальше необходимые для этого шаги и
знания уже сформулированы и рекомендованы знающими и уважаемыми людьми, можно
не повторяться и не изобретать велосипеда.
Например, если вы хотите получить водительское удостоверение, вам нужно обязательно
знать правила дорожного движения, для чего необходимо прорешать некоторое количество
карточек. Точно так же здесь: для того, чтобы получить теорию, нужно изучить
такие-то пособия общим объемом, например, 500 страниц.
При этом вы знаете, что в день вы не можете уделить этому больше часа времени.
Час времени лучше всего уделить утром, опытным путем установили, что за утро
можете, условно говоря, прорешать одну карту, или освоить столько-то страниц
такого-то пособия. Если вы это делаете пять раз в неделю в среднем , то у вас
на 40 карт получается два месяца. Можно прогнозировать, к какому сроку реально
это водительское удостоверение получить.
Что я для себя добавил: сопоставил более структурно, сколько каждая тема фактически
требует ресурсов. Сначала считаю в страницах, потом сложность (например есть
ли упражнения в этом учебнике, и т.д.). Отсюда четко понятен график, сколько
и чего в какие сроки нужно прочитать. Чем эти вещи привлекательны с точки зрения
обучения они дают «что делать» и дают для этого жесткие временные рамки.
И еще очень важно: не знаю как это назвать, пожалуй «мандраж на экзамене».
Это когда человек приходит на экзамен и говорит: «я половину вообще даже не
смотрел.» Вот этот фактор мандража совершенно убирается подконтрольностью процесса:
определен объем необходимых знаний; известен удельный вес всех подразделов в
экзамене; ясны мои пробелы на закрытие которых нужно фокусироваться при подготовке.
Таким образом, во время экзамена мне известно, что я действительно подготовился
настолько, насколько мог, и это, в дополнение к самой подготовленности, устраняет
эмоциональный фактор.
© Эдуард Фаритов, май 2005 г. Редактура Глеб
Архангельский, info@improvement.ru
Статья написана специально для Improvement.ru. Адрес документа на сайте: http://www.improvement.ru/zametki/faritov/
Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных
интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление,
и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных
СМИ требует согласования с редакцией Improvement.ru.
Читайте также:
Самопрезентация
автора
Дмитрий Литвак Моя
стратегия чтения
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!