О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 916 118 19 77     
+7 919 764 60 72     


События

Ближайшие открытые семинары:


21-22 ноября 2017 г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


С 22 ноября 2017 г., Онлайн курс Глеба Архангельского

Календарь семинаров на II полугодие 2017 года

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

28.04.08 Погорелов Юрий. Айсберг тайм-менеджмента: инструментальный подход.
Оотвечая на вопрос «как?» в тайм-менеджменте, человек приходит к вопросам «куда?» и «зачем?».
 

Полезно


Впервые у нас?
 Карта составлена специально для того, чтобы Вы могли быстро ознакомиться со структурой сайта и найти необходимую информацию. Потерялись -
Карта сайта...>>



Ольга Стрелкова

Гестаповские методы творческой работы

Среди распространенных общественных стереотипов на бескрайних просторах нашей родины существует один, касающийся феномена творческой работы: считается, что любая так называемая творческая работа – писательство, журналистика, любой из видов «художничества» – не поддается рациональному осмыслению и не терпит никакого вида административно-дисциплинарного насилия. Вольные художники регулярно сбивают все сроки сдачи своих работ, закатывают глаза, искренне негодуя на тупых администраторов, не понимающих особенностей их тонких натур.

Сразу договоримся – гениев оставим в покое, в большинстве случаев, в редакциях газет и журналов, рекламных агентствах и издательствах работают способные, даже талантливые люди, но отнюдь не гении. Если же именно гений нанялся на работу в вышеперечисленные организации, то, как правило, от него требуется не производство новых шедевров, а обычная «форматная» продукция для данного издания, рекламной кампании и т.п. Если вам заказывают обычную лодку с парой весел, то роскошной яхте под парусами скорее всего не обрадуются. Делать нужно именно то, что заказывали.

Как правило, под «непризнанными гениями» скрываются люди, которые не умели делать «творческую» работу качественно, то есть прежде всего – нужного формата, и в срок. И то и другое – неотъемлемые критерии профессионализма. Пример из практики: бригада литературных негров пишет детективы за известного писателя детективов, имя которого является своеобразным литературным брэндом. Можно как угодно относится к подобной издательской практике, но это налаженная индустрия, и, так как, читатели с удовольствием покупают и читают подобную продукцию, издательство получает прибыли, а литературные негры – неплохие гонорары, то, имеет смысл, свое возмущение придержать за кадром. Механизм данного «творческого» производства таков: команда сценаристов пишет синопсис (разработанные образы главных героев, основные повороты сюжета, поэпизодный план). Задания на отдельные фрагменты будущего детектива раздаются исполнителям-неграм, и те должны к определенному сроку выдать текст заданного объема согласно определенным условиям. Позже редактор-координатор сводит воедино все эпизоды, поправляя по необходимости стилистические и фактологические особенности. Представьте ситуацию, что таким образом пишется детектив-боевик, а один из участников «негритянской» команды имеет склонность к психологическому реализму и начинает описывать подробнейшим образом переживания главных и второстепенных героев. Большая часть такого текстового материала окажется в мусорной корзине, а не в романе. Возможно, что качество «зарубленного» редактором текста было намного выше среднестатистического по роману, но это не то качество, которое требовалось. Результат: сбиты сроки выполнения всего проекта, «творческий» исполнитель остался без гонорара и заказов на будущее.

Другой важный критерий профессионализма – умение выполнять порученную работу в срок. Надо сказать, в России встречается крайне редко, поэтому зачастую авторы, которые способны выдавать добротные тексты без особых стилистических изысков, но никогда не сбивающие сроки, выигрывают по сравнению со своими более одаренными коллегами. В руководстве по написанию бестселлеров, чьему бы перу они не принадлежали, первый совет начинающим авторам всегда один и тот же: надо просто ВЗЯТЬ И НАПИСАТЬ. Что это значит? Нужно заставить себя работать.

Давайте поверим алгеброй гармонию, тем более в деле текстописания это достаточно легко. Практически всегда издательства или редакции платят за определенный объем по определенной ставке. В хороших журналах ставка гонорара колеблется где-то от 5 до 15 долларов за тысячу знаков, включая пробелы (опция «Статистика» в меню «Сервис» программы Word). В издательствах попроще от 1,5 до 3 долларов за тысячу знаков. Конечно, бывают и более высокие гонорары, но не так часто. Чтобы автору-фрилансеру (не состоящему в штате) заработать определенную сумму, более-менее заметную, необходимо выдавать определенное количество текстов в единицу времени.

Часто бывают парадоксальные ситуации. Например, человек, позиционирующий себя как журналист-фрилансер подробно рассказывает о своих трудностях. Через некоторое время погружения в его проблемы выясняется, что он пишет всего лишь 5000 знаков в неделю, то есть около двух с половиной машинописных страничек. В то время как профессионалы должны выдавать ежедневно не менее 20 тыс. знаков законченного текста (статья, заметка, глава книги). Если «пишущий» человек пишет изредка, то профессионалом он никогда не станет. А закон перехода количества в качество, надо сказать, здесь работает.

Приведу небольшую выдержку из книги Стивена Кинга «Как писать книги»:

«Если «Много читать, много писать» – Великая Заповедь (а я вас уверяю, что так оно и есть), то сколько это много? Для разных писателей по-разному. ... Энотони Троллоп писал неподъемные романы и выдавал их на-гора с удивительной регулярностью. Днем он работал клерком в Британском почтовом департаменте; писал он по два с половиной часа каждое утро перед уходом на работу. Этот график был нерушим. Если конец двух с половиной часов заставал Троллопа на середине фразы, она оставалась неоконченной до следующего утра. А если ему случалось закончить шестисотстраничный кирпич за пятнадцать минут до конца сеанса, он писал Конец, откладывал рукопись и брался за следующую книгу.

Джон Кризи, английcкий автор детективов, написал пятьсот романов под десятью псевдонимами. Я написал где-то тридцать пять (некоторые по-троллоповски длинные) и считаюсь плодовитым, но по сравнению с Кризи я просто бесплоден. Некоторые современные романисты (Рут Ренделл, Барбара Вайн, Ивен Хантер, Эд Макбейн, Дин Кунц и Джойс Кэрол Оутс) написали уж никак не меньше меня, некоторые куда больше.

С другой стороны, есть Харпер Ли, автор единственной книги (гениальная «Убить пересмешника»). Многие другие, в том числе Джеймс Эйджи, Малкольм Лаури и Томас Харрис (пока что), написали меньше пяти. В этом нет ничего плохого, но я вечно ломаю себе голову над двумя вопросами: сколько времени заняло у них написание книг, которые они написали и что они делали в остальное время? Пледы вязали? Устраивали благотворительные базары? Били баклуши? Может, я несколько хамски ставлю вопрос, но мне действительно, поверьте, интересно. Если Бог дал тебе что-то, что ты умеешь делать, какого же черта ты этого не делаешь?»

Как видите, от банальной рутинной ежедневной работы по графику никуда не деться. Как же решает это вопрос супер-бестселлерный автор Стивен Кинг? Вот, что он пишет о своем рабочем режиме:

«Мой собственный график очерчен достаточно четко. Утро принадлежит новому сочинению, которое в работе. Время после обеда – сну и письмам. Вечер – чтению, семье, играм по телевизору и редактированию, которое просто не может ждать. В основном утро – мое главное время для письма.

Когда я начинаю работу над новой книгой, я не останавливаюсь и не замедляюсь, покуда есть силы. Если я не буду писать каждый день, персонажи у меня в мозгу прокисают – они начинают выглядеть как персонажи, а не реальные личности. Острие повествования ржавеет, я теряю ощущение хода и темпа сюжета. Хуже всего, что теряется ощущение развертывания чего-то нового. Работа начинает ощущаться как работа, а для большинства писателей это первый поцелуй смерти».

Норма ежедневной «выработки» у Стивена Кинга как раз такая, как мы указали – около 20 тысяч знаков в день – приблизительно 7 страниц машинописного текста. Когда вы в ударе – можете писать до 10 страниц в день и больше.

Итак, основные рекомендации для деятелей «творческого» текстописательного труда:

Работать нужно каждый день. Оптимальный режим – две рабочие сессии по 4 часа. Первая – собственно писательство, вторая – редактирование, сбор материала и т.п. Если вы не поленились освоить слепой метод печати, то средняя рабочая скорость написания законченных текстов – от 3 до 5 тысяч знаков в час. Отметим, что это действительно рабочая скорость написания текста, а не скорость собственно печати. Работать в таком темпе достаточно сложно и требует заметного интеллектуального и эмоционального напряжения, поэтому 4-часовая писательская сессия – это оптимальный формат. Не стоит забывать о смене видов деятельности. Если вы полдня посвящаете написанию тех или иных текстов, то вторую его половину лучше выделить для работы/ общения с людьми, прогулкам/ передвижениям по городу и т.п.

Жизнь показывает: регулярная работа редко вредит творчеству, а вот ее отсутствие – практически всегда.

Ольга Стрелкова

Читайте также:

Ольга Стрелкова Машинописные гаммы

Ольга Стрелкова Сублимация болтологической активности

Ольга Стрелкова Рецензия: НУЖЕН ЛИ ОЛИГАРХАМ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ?

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Заказать БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация