О сайте О компании Тренинги Работа 2.0 Все статьи ТМ-книга Поиск Контакты |
+7 (495) 162 58 90 |
||
|
Версия для печати zip word 122K
Осенью 2002 года началась эта история. Моя дочка Полина тогда переходила во второй класс. Она попросила денег на карманные расходы и я предложил ей сыграть в игру, описанную в публикации «Тайм-менеджмент для дочки: история одной игры».
Мы придумали формы (план и отчетность), заключили договор, утвердили денежный размер еженедельного вознаграждения.
Сейчас, в 2004 году, дочка переходит в четвертый класс. Расскажу о том, что изменилось за это время.
Так как Полина учится в школе, то мы просто сделали стандартную формочку вроде режима дня. Эта «формочка» была практически заполненной: уроки известны на каждый день, кусочки времени для свободного планирования оставались очень небольшие в основном в выходные, потому что все остальное время было расписано буквально поминутно: где уроки, где танцы, где бассейн.
Соответственно, планирование и отчетность сводились к чему? План был известен заранее: уроки, расписание кружков жестко определены. А отчетность осуществлялась расстановкой «галочек»: сделано не сделано. То есть хронометраж, который был изначально предусмотрен внутри отчетной формы, по сути дела, не понадобился. Полина была настолько зажата временными рамками, что в будние дни было очень сложно как-либо маневрировать. Ей оставались фактически только выходные дни, но даже тогда могли быть кружки или планы взрослых на проведение дня.
В течение выходного дня у нее оставалась задача выбрать время для того, чтобы сделать уроки. Это и оставалось самым трудным. То есть необходимо было найти для себя удобное время, расставить приоритеты в процессе дня таким образом, чтобы уроки все-таки были сделаны. Таким образом хронометраж оказался полезным скорее как инструмент выходного дня, чтобы спланировать выполнение уроков.
Прошел ровно год с тех пор, как мы подписали договор. В течение этого года Полина исправно расставляла галочки и заполняла необходимые поля в бланках, которые мы с ней совместно разработали, и которые я регулярно ей распечатывал. Я еженедельно предоставлял ей две бумажки: план и отчет. На протяжении первого года уже были внесены некоторые коррективы в процессе игры. Например, жена предложила помещать план и отчет на один лист.
План выполнял функцию и режима дня в том числе. Был сформирован порядок выполнения дел (и Полине не приходилось распределять их по приоритетам). Отчет во всей этой истории был главнее, потому что по отчету выставлялись «плюсики» и «минусы». Не будем забывать о том, что все началось с денег и «плюсики» позволяли ей заработать ту или иную сумму.
Она вела все формочки регулярно, заполняла их быстро, каких-либо ощутимых сложностей в процессе не возникало. Но жизнь ребенка в наше время регламентирована гораздо больше, чем жизнь взрослого: уроки от звонка до звонка, все расписано практически по секундам. Поэтому самостоятельный хронометраж с целью управления временем в этом возрасте не выполняет свою смысловую нагрузку. Она точно знает, сколько времени у нее выделено на прогулку, когда она приходит домой и во сколько она кушает.
Итак, первоначально система потребовала упрощения: два листочка поместить на
один, уменьшить план и отчет, а в отчете убрать хронометраж. Все эти изменения
появились опытным путем в течение первого года.
Мы так и не довели форму до ее совершенного вида просто потому, что форма кардинально
сменилась на второй год игры: Полина попробовала использовать записную книжку.
Итак, дочка купила себе цветную записную книжку, которая называлась «Дневник девочки». Понятно, что детям (особенно девочкам) на самом деле скучно работать с обычным бланком, где нет картинок, красивой яркой обложки и т.п. Это была простая книжечка, там практически не было никаких граф или делений (кроме простейшего выделения нескольких строчек на один день) обычный блокнотик. Совершенно не похожий на ежедневник: не структурированный, выбранный потому, что красивый.
Ей понравилось записывать события дня в этот дневник. И мы решили отказаться от распечатанных форм, которые оказались для нее суховатыми и не годились на тот момент для продолжения игры.
Итак, в красивой записной книжке дочка начала делать записи цветными ручками, фиксируя основные события дня, которые были включены в основной отчет (хронометраж мы вести перестали). Напомню, в отчете у нас было несколько ключевых моментов:
Мы еще в первый год игры разделили понятия плана и прогноза оценок. И плюсики ей ставили отдельно за план оценок и за корректный их прогноз. План это, например, получить пятерку по математике. То есть ей необходимо выучить урок, поднять руку и т.п. Она ставила перед собой такую маленькую задачу, и от нее зависело, каким будет конечный результат.
Прогноз понимается несколько иначе. Прогноз это событие, которое от тебя уже не зависит, его можно только предсказывать с той или иной степенью достоверности. Вот написала она диктант и кажется ей, что она допустила ошибку, поэтому прогнозируемую оценку по диктанту она себе пишет «четверка». Если угадывает, то у нее получается на один плюсик больше, потому что она смогла правильно себя оценить.
Итак, «Плюсы» за план ставились ей тогда, когда этот план выполнялся, а за прогноз если он оказывался верным.
Главным в эволюции при переходе от одного учебного года к другому я считаю изменение формы Полина сама начала записывать события в свой дневничок. Сначала был дневник для записи событий. Важно, что ей самой хотелось вести какие-то записи. Это уже был ее своеобразный «секретик». Нам позволялось туда заглянуть, но она все равно уже выделила таким способом свою территорию.
Мы решили, что в таком случае можно совсем отказаться от сухой таблички-плана, а эту книжечку использовать для ведения отчета дня. План по-прежнему характеризовался в основном расписанием уроков и дополнительных занятий. Поэтому планирования как такового не было. В книжечке она писала главное событие или что-нибудь еще дополнительно – интересное. Причем, она не расписывала помногу, потому что была ограничена объемом – в книжечке очень маленькие графы. Там тоненькие строчки на один день две строчки. То есть она научилась оформлять свои мысли коротко, выделяя главное, что также немаловажно.
Встал важный вопрос: а в какой форме в таком случае осуществлять планирование? В ее книжечку план уже не помещался. Так получилось, что мы подарили дочке вторую записную книжку, тоже цветную и красивую (совершенно такую же, как и первая, по структуре), и Полина сказала: «А вот сюда я и буду записывать план». И у нее получилось так: одна книжка с планом, а другая с кратким отчетом дня. Ту книжечку, которая с планом, она всегда носит с собой, а та, что с отчетиком (дневник) лежит дома, и Полина заполняет ее вечером.
При этом я уже чувствую, что она начинает интересоваться взрослыми ежедневниками, и я думаю, что на следующий год (в 2004 учебном году) можно будет приобрести для нее что-то в этом духе. Ведь сейчас масса возможностей для выбора формы: и красивые обложки, и нужный размер, и разная степень структурированности. Может быть, с сентября этого года, может быть позже там посмотрим.
Единственный минус все ежедневники начинаются с января, а для школьника символическое начало нового периода все-таки первое сентября. Но я думаю, это проблема разрешимая. Такая книжка будет привлекать внимание за счет своей «крутости» для ребенка. И тогда дочке будет одновременно интересно и престижно им пользоваться.
Еще один важный вопрос: когда писать план на день утром или вечером? Дочка часто ложиться спать поздно из-за большой загруженности (школа, танцы), надо еще успеть поужинать и сделать домашние уроки. Хотелось бы, конечно, чтобы план на день писался вечером, но это не всегда получается. Я ее не дергаю по этому поводу, потому что когда встает вопрос: потратить эти 15 минут на недоделанный урок или план пусть лучше спокойно доделывает уроки. А план на день тогда напишет утром. И, кроме того, когда я утром везу ее в школу, я обязательно спрашиваю: какой план и какой прогноз на день? То есть в любом случае такой контрольный разговор состоится. Зная это, она может быть не всегда и заполняет план на день.
В какой-то момент дочке пришлось выбирать: хор или бальные танцы. Что-то одно надо было бросать, потому что и там и там возрастала нагрузка при переходе на новый качественный уровень. Конечно, нравилось и то, и другое, но в конечном итоге она приняла решение, потому что понимала, что невозможно будет совместить. Она смогла пожертвовать одним занятием (хором) без какого-либо давления с нашей стороны.
В ежедневном отчете мы учитываем школьные оценки. Но приходится на словах все время снижать их значимость. Мы стараемся не делать на них большого акцента. Если мы видим, что дочка знает, а оценка поставлена несправедливо, то на наши плюсы-минусы это уже не влияет. Если же, наоборот, оценка высокая, а знания при этом формальны и поверхностны, Полина не может, например, перенести их на реальность или решить практический пример, то мы обязательно обращаем на это ее внимание. В школе, к сожалению, очень распространены такие ситуации, когда пятерки ставятся за формальные ответы, но при этом знания, понимания в голове у ребенка не остается. То есть в школе она ответит, а задашь ей дома практическую задачку, вопрос «по жизни», и она затрудняется дать ответ.
Учеба в школе не подразумевает долгосрочного планирования, потому что цель на самом деле в следующем: чем больше, тем лучше. И нет смысла планировать для себя, например, получить 6 пятерок и 5 четверок и никак иначе. Когда мы говорим о долгосрочных целях, то, как правило, подразумевается выбор из нескольких альтернатив (например, какую «вершину» покорять в первую очередь). У меня впереди год. Что мне важнее в этом году: заняться здоровьем, написать диссертацию, выучить английский? В школе же не стоит такого выбора. Есть целевая функция, которая требует бесконечной максимизации. Фактически, нет предела и нет альтернатив.
Ситуация может измениться, если Полина захочет, например, заниматься танцем профессионально. Однако критическая точка этого выбора возникнет скорее через год-два. На данный момент пока школа и танцы не являются для нее конфликтующими сферами жизни. Если нет внутренней потребности только танцевать, то ориентируешься на внешние социальные показатели. Некоторые ее подруги уже ушли в профессиональный танец, она может посмотреть на это со стороны и принять решение, исходя из подобных наблюдений. Пока ни у нее, ни у нас не возникает желания последовать этому пути.
На втором году ТМ-игры у дочки появилась четкая финансовая цель купить фотоаппарат. То есть она копила, откладывала деньги, которые зарабатывала в процессе игры, на достижение определенной цели. И она к концу учебного года на свои накопленные деньги купила-таки фотоаппарат, который даже лучше, чем тот, которым мы пользовались до сих пор.
Эта цель не появилась сразу с чистого листа. Цели Полины, статьи ее расходов менялись по мере ее взросления. Сначала это были куклы, игрушки, еще какие-то мелочи. Но прошлым летом она твердо решила, что хочет собственный фотоаппарат. У нее оставались другие статьи расхода: например, леденцы или жевательная резинка. Она могла попросить эти деньги у нас, но в таком случае мы обычно ей отвечали: за счет копилки. И, как правило, она принимала решение отказаться от этих мелких трат, потому что уже понимала, что вот эти мелочи забирают часть от главного, от ее цели фотоаппарата.
Конечно, ей хотелось еще и велосипед и что-то еще, игрушки к тому времени уже ушли на второй план. В конце концов, она определилась с тем, чего ей хочется в первую очередь. Каким образом? Ну, конечно, у подружки появился фотоаппарат, у дочки была возможность изучить, попробовать, пощупать. Однако подружке купили фотоаппарат «просто так». Полина сначала хныкала, что хочет фотоаппарат, просила его у нас. Мы предложили ей накопить самостоятельно.
Так она сама выбрала объект своей цели и, собственно, сформулировала ее. При этом Полина поняла, осознала, что эта вещь может стать ее настоящей собственностью. Сейчас мы пользуемся ее фотоаппаратом, но мы обязательно спросим ее разрешения.
Вообще-то в ее безраздельной собственности сейчас находятся две вещи. Это фотоаппарат, который она недавно приобрела сама, и магнитола, которую я купил в тот день, когда ее нарекли именем (ее сверстница). Но магнитолу она не ощущает как свою, потому что она ее не просила, не хотела ее и не добивалась. Фотоаппарат на данный момент обладает для нее значительно большей ценностью, нежели магнитола.
Это не просто игрушка, которая никому кроме нее не нужна, это настоящий предмет, который может понадобиться в семье. И она, Полина, является его владелицей. Это совсем иные взаимоотношения с объектом собственности уже не «игрушечные», а самые что ни на есть настоящие.
Кроме того, фотоаппарат выполняет и другую роль. Это инструмент, который позволяет оценить сюжет. То есть начиналось с того, что она фотографировала какую-то ерунду, снимки были не очень четкими, кадры кривые, не всегда выдерживалась композиция. Сейчас ее снимки уже более выстроены и отчетливы. И главное она видит результат своего труда, свое совершенствование.
Но самое важное, конечно, во всей ситуации это то, что она добилась того, чего захотела. Задача следующего уровня для нее велосипед.
Прошел год и мы увеличили недельное денежное содержание в два раза. В дальнейшем мы, наверное, будем увеличивать его на величину первоначальной базы (10 рублей). Мы подписали новый договор, в котором увеличилась цена. Кроме того, со всеми возможными плюсами сумма могла возрасти до 80 рублей в неделю при максимальном желании. Но Полина не рвалась достичь этого максимального результата, она спокойно получает минусы. Не сказать, чтобы они особенно ее огорчали. В среднем сумма в неделю получается 30-40 рублей. То есть фактически она сознательно выбрала тот ритм, в котором ей существовать комфортно: и с точки зрения денежного вознаграждения, и с точки зрения необходимости зарабатывать для этого плюсики. При этом она, конечно, старается получать больше плюсов, но не перенапрягается. Для меня этот момент является положительным с той точки зрения, что денежный мотив не является для нее самым главным.
Как правило, не возникает конфликта при выставлении ей итоговых оценок за прошедший день. Она обычно соглашается с теми плюсами и минусами, которые ей ставят. Однажды ее задержали в школе, и она опоздала. И я заметил, что это достойно минуса. Она спокойно объяснила ситуацию, и мы пришли к выводу, что ее вины в этом не было, и минус не был поставлен. Я не припомню, чтобы по поводу оценок могли возникнуть конфликт.
Для нее более удобно получать минусы, чем, например, ругаться или конфликтовать. Она понимает, что таким образом уменьшается ее денежное содержание, то есть вполне осознает цену вопроса и оценивает тот риск, на который она идет. Это взрослая позиция. Полина четко понимает, что она теряет и что приобретает.
Для меня важно то, что она не играет в эту игру с азартом. Больший азарт меня бы, наверное, встревожил.
Она просто воспринимает эту игру в плюсы и минусы как некий регулятив, который в определенной степени зависит от ее действий и поведения, но он не становится самоцелью, и это приятно. Пока эта игра для нее это не то, для чего живу, а то как себя веду.
На время каникул мы ввели послабление, то есть за отсутствие плана мы не ставим Полине минусов. У нее есть выбор: либо планировать, либо оставаться без денег. Пока на лето она выбирает второй вариант. Правда, у нее остались задачи для обязательного выполнения: математика, книги, которые необходимо прочесть и пр. Но мне кажется, что здесь надо искать другой инструмент воздействия, нежели плюсы и минусы. Надо искать другую игру. Например, мне важно, чтобы она математикой занималась не для того чтобы плюсик получать, а чтобы она понимала ее основы, ее суть, чтобы ей было интересно. Как, например, когда она была помладше, мы играли с ней в игру «Богатей» и параллельно она в короткие сроки освоила технику устного счета.
В будущем к ТМ-игре я хочу добавить еще и «Денежный поток». Она уже готова воспринимать такие понятия как доход, расход, простые денежные схемы. Очень важно, чтобы она понимала смысл денег, место денег в жизни человека, чтобы в какой-то момент они не стали единственно возможной целью.
В этом году, прежде всего, изменится денежная сумма. Если Полина выскажет какие-либо пожелания, то мы можем внести изменения в договор. Она знает, что все зависит от ее инициативы. Возможно, мы предложим ей взрослый ежедневник. Хотя слово предложить не совсем верное. Скорее, мы ожидаем, что она может воспользоваться им. Мы готовы будем поощрить ее стремление воспользоваться ежедневником более сложной формы, более формализованной. Возможно, ее дневник останется, но станет более секретным для нас.
Кроме того, я не исключаю, что ей надоест получать оценки это мой прогноз. В этом случае мы вернемся к вопросу о договоре: мы его расторгаем, изменяем или что-либо еще?
О договоре. Проявился и другой момент я сам не всегда соответствовал тем требованиям, которые предъявлял к ребенку. Эта игра с дочерью привела к мысли: было бы неплохо, если бы и у меня был такой внешний наблюдатель, то есть контроль за моим поведением осуществляли бы, например, другие члены семьи. То есть имеет смысл говорить уже не только о детском ТМ, но и семейном ТМ. Своеобразной семейной конституции, опираясь на которую ребенок мог бы чувствовать свои права и предъявлять своего рода претензии к взрослым, которые не исполняют своих обязанностей или нарушают некие правила. Это было бы интересно, на мой взгляд.
© Виталий Королев, август 2004 г. Контакт: incon@improvement.ru.
Редактура Глеб Архангельский, info@improvement.ru
Статья написана специально для Improvement.ru. Адрес документа на сайте: http://www.improvement.ru/zametki/child2/
Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных
интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление,
и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ
требует согласования с автором.
Читайте также:
Самопрезентация автора
Виталий Королев Тайм-менеджмент детям: история одной игры
Ирина Гаврилова Исполнение желаний
Виталий Королев Мемуарник, или Вся жизнь на ладони
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!