Михаил Самохин
Продвижение личного брэнда
Версия для печати
zip word 14K
Личный брэнд дает человеку огромные возможности в плане свободы формирования
собственной карьеры. Специалист, представляющий собой «раскрученный брэнд» это
штучный товар, за который бьются работодатели.
Наемных сотрудников покупают «на вес»: от такого часа и до такого ваше время
приобретено фирмой в ее пользование. Крупных специалистов, профессионалов, не
покупают «на вес» с ними заключают партнерские соглашения. Он может себе позволить
установку: «нет таких денег, за которые я буду делать то, что я делать не хочу».
В статье «Брэнд имени меня,
любимого» были даны общие подходы к брэндингу вашего «Персонального ЗАО».
Сейчас мы остановимся на продвижении персонального брэнда.
Маркетинг специалиста как продукта
Между продвижением продукта и продвижением человека практически нет никакой
разницы. Пирамиды формирования брэндов также идентичны:
Напомним формулу брэнда (описание построения см. в статье «Брэнд
имени меня, любимого»)
Напомним суть вкратце (снизу вверх по пирамиде). Сначала выстраивается продукт,
с учетом наиболее значимых потребительских атрибутов; поддерживается устойчивое
качество товара. Далее - марочные атрибуты и элементы упаковки; при этом фамилия
и имя один из марочных атрибутов. Обеспечение устойчивой дистрибьюции (важно
оставаться в контакте со всеми потенциальными потребителями); организация массовой
коммуникации (задача обеспечить определенный уровень узнаваемости не только
в целевой, но и в околоцелевых аудиториях). Далее клиенту предъявляется некоторый
набор нематериальных ценностей, причем ценности могут быть только реально разделяемыми
носителем брэнда, так как любая неискренность будет выявлена партнерами при регулярных
контактах. И наконец, вершина брэндинга мифодизайн, представление системы ценностей
брэнда в виде мифов, анекдотов, заповедей, легенд.
Итак, львиная доля личного брэндинга (девять десятых) это обычный маркетинг
через подход к себе как к продукту и определение своей персональной полезности
для потребителя (функциональной и эмоциональной).
Структура маркетингового бюджета для специалиста сходна с подобной структурой
для любой продукции, сами статьи этого бюджета практически одни и те же продаем
ли мы продукты питания, автомобили или себя в качестве специалиста.
Упаковочными решениями для специалиста при формировании брэнда будут:
- Имидж
- Одежда, аксессуары, личные вещи
- Парфюм, прическа
- Цветовые сочетания
- Коммуникации
- Речевые особенности
- Эпистолярная культура
- Презентация
- Форматы контактов
- Использование техники и технических средств коммуникации
- Сайт, e-mail, телефон, адреса и номера
- Среда обитания, рабочее пространство
- Средства персонализации
- Визитная карточка
- Монограмма
- Экслибрис
- Логотип
- Факсимиле
Первое и основное в представлении продукта (или фирмы) по имени «Я»: визитка,
бейдж, внешний вид, логотип. При этом увлечение корпоративными стереотипами может
спровоцировать стирание индивидуальности накладывается шаблон крупных компаний.
Это можно делать сознательно (при тех или иных целях собственной раскрутки), но
при этом надо четко понимать, что будет иметь место собственноручное обезличивание
и лишение себя возможности формирования действительно личного брэнда.
Что нас «продает»
Все, что «продает» нас в наше отсутствие, будем называть «аватарами».
Аватары, наши «воплощения» неотъемлемая часть формирования персонального брэнда.
Наши аватары представляют нас и «играют» за нас. Аватаром может являться любая
форма заочного контакта: визитка, логотип, слоган, факсимиле, сайт, фотография
и др.
Визитная карточка
Визитная карточка это мой аватар. Ее макет, шрифт, цветовая гамма и т.д.
в мое отсутствие может (и должна!) «сыграть» сама по себе.
Визитные карточки могут быть разными, но очень немногие люди пишут о себе на
карточках интересные, запоминающие вещи, которые являются составляющими индивидуальности,
а значит, и брэнда. Например, хорошо смакетированная факсимильная визитка отлична
от безликих корпоративных визиток с логотипом. Она может быть более человеческой,
интересной и «цепляющей».
Визитка это миниспектакль, который разыгрывается в тех или иных условиях.
Для создания этого действа не надо быть креативным человеком это не творчество,
просто продуманная технология.
Очень важно учитывать «мейнстрим» и гибко реагировать на его изменения, учитывая
их при собственном позиционировании. Например, на визитках лет десять назад я
писал «тренинг-менеджер, маркетолог». В прошлом году «консультант, бизнес-тренер,
маркетолог». Сейчас я планирую поменять местами «бизнес-тренер» и «маркетолог»,
а потом и вовсе убрать формулировку «бизнес-тренер».
Номер телефона
Еще одним примером аватара может быть удобный для запоминания номер телефона.
Причем еще лет пять назад «красивый» номер вызывал подозрение и спорную реакцию,
потому что считался бандитским. Сейчас каждый уважающий себя владелец мобильного
телефона стремится иметь короткий и запоминающийся номер.
Сайт
Это аватар либо организации, либо личности. Личность, по определению, явление
более цельное, нежели фирма, поэтому такой аватар лучше работает именно для человека.
С точки зрения брэндинга сайт может передать особенности личности. Причем только
те стороны, которые у человека имеются. Не стоит пытаться передать то, чего нет
при любом личном общении это обязательно проявится.
Допустим, человек по сути своей несистематичный, и через 15-20 минут общения
со ним это обязательно как-нибудь проявится. Поэтому через его аватары (визитку,
сайт и т.д.) нельзя позиционировать это качество, ложь обязательно откроется и
будет нанесен урон имиджу и брэнду.
Правда, все зависит от степени близости «покупателей» к предмету брэндинга.
При создании брэнда, например, политика или артиста можно создать образ, который
никогда не будет раскрыт, потому что существенно снижена возможность близкого
непосредственного контакта с объектом (обладателем) этого брэнда. Но брэнд актеров
и политиков это отдельный разговор. Мы сейчас обсуждаем брэнд специалиста (профессионала).
Вот при создании подобного личного брэнда лгать нельзя
Кто нас «продает»
Нас продают наши коллеги. Вы можете быть не согласны с этим, но я уверен, что
это так. Если хотите, это в своем роде открытие: нас продают коллеги по цеху и
поэтому несравнимо важен имидж в глазах коллег.
В глазах потребителя при покупке товара должна быть красивая упаковка, известное
имя, потребительские качества, он должен продаваться в местах, где есть потенциальные
потребители и т.д.
Но как товар потенциальные потребители видят нас, прежде всего, через призму
мнения наших коллег.
Специалисты продаются в глазах других специалистов, не через нанимателей!
Мои продажи зависят от того, что обо мне говорят мои коллеги. Мне гораздо важнее,
что скажут обо мне мои коллеги в рамках нашего сообщества, потому что в рамках
сообщества нанимателей вряд ли будет квалифицированное обсуждение моих качеств.
Ведь не топ-менеджеры обсуждают маркетологов, а маркетологи друг друга. И эта
кулуарная информация может оказаться как существенным подспорьем в моей деятельности,
так и нанести моим продажам ощутимый урон.
Когда выбирают маркетолога, например, то приходят в неформальное сообщество
маркетологов (на тот же e-xecutive.ru) и спрашивают: «Коллеги, кто решал такую
проблему, кого бы вы порекомендовали? Кого вы считаете лучшим?» Потом выстраивают
рейтинг мнений и осуществляют выбор.
Человек, добившийся очевидного успеха, просто автоматически переходит в другую
(более высокую) категорию с точки зрения брэндинга, а значит, его окружает уже
иное сообщество коллег и профессиональные отношения на совершенно другом уровне.
На любом рынке существует, как правило, несколько ценовых сегментов. Значит,
специалист, повысивший свой статус, просто переходит в другой ценовой сегмент
рынка. (например, из среднего в дорогой или из дорогого в эксклюзивный).
Итак, мы востребованы в сообществе, которое можно представить условно как организацию,
состоящую из нескольких профессиональных цехов. И нас продает наш профессиональный
цех. В каждом таком «цехе» существует профессиональная этика, формируются корпоративно-цеховые
отношения. Наши коллеги в хорошем смысле «продают» нас.
Заключение
«Продавать себя» эта формулировка может казаться несколько циничной. Но продажи
основа любого бизнеса. И если у вас есть самостоятельная стратегия развития,
если Корпорация «Вы» уже имеет свою миссию, цели и стратегию ей не обойтись
без хорошего брэнд-менеджмента, маркетинга, продаж. И тогда ваша личная корпорация
сможет реально изменить что-то в окружающем мире.
© Михаил Самохин, 2004 г. Контакт: fwind@mail.ru.
Редактура Глеб Архангельский, info@improvement.ru
Статья написана специально для Improvement.ru. Адрес документа на сайте: http://www.improvement.ru/zametki/brand2/
Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных
интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление,
и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ
требует согласования с автором.
Читайте также:
Самопрезентация
автора
Михаил Самохин
Брэнд имени меня, любимого
Олег
Смирнов Персональный сайт нужен приличному человеку
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!