Аноним
Моя система Life-management: автоматизация
Версия для
печати zip word 92K
Я уже писал о некоторых методах управления собственной жизнью в статье «Моя
система Life-management». В той статье очень небольшое внимание было уделено
технической стороне вопроса. Во-первых, ее целью было рассказать о сущности
данной системы, а не о форме, а во-вторых, на момент написания первой статьи
техническая сторона системы была еще развита достаточно слабо: система фактически
не была автоматизирована.
В последнее время большое внимание уделялось вопросам развития именно автоматизации,
для упрощения использования описанных методов. Коротко расскажу о достигнутых
результатах данных экспериментов.
Надо сказать, что я был несколько обескуражен количеством пришедших по почте
посланий от читателей прошлой статьи. Но оказалось, что благодаря ей я познакомился
с некоторыми интересными людьми. Боюсь, что новая статья еще больше смутит кого-то
«автоматизацией жизни». Поэтому лишний раз напомню, что эта система описание
моего личного опыта, применимость или неприменимость которого в своей личной
работе каждый определяет для себя сам.
Электронные помощники
Как выяснилось, для полной автоматизации системы управления жизнью требуются
два устройства: КПК и настольный компьютер, которые и были приобретены после
написания первой статьи в соответственной последовательности. Что касается КПК
HP 4150 достаточно удобная и производительная модель.
При этом, вся система органически помещается в 3-х файлах Excel: один на КПК,
один на обычном ПК и один на обоих носителях. Первый файл дневник (DRY),
второй полумесячный файл (PMF) и третий годовой файл (LMYF).
Первые два файла заводятся каждый полумесяц, третий раз в год. Соответственно
полное название файлов DRY-XY, PMF-XY, LMYF-Y (X- номер полумесяца, Y номер
года). Кроме 3-х файлов Excel существует и один файл Word годовой отчет, также
создаваемый раз в год, в январе.
Файл 1. Дневник (DRY)
DRY ведется только на КПК. Данный файл состоит из 2-х листов. Изначально, данный
файл был составляющей полумесячного файла, но затем выяснилось, что часть листов
данного файла удобнее заполнять на ПК, а не на КПК, поэтому возникла потребность
постоянного переноса полумесячного файла с КПК на ПК и обратно. Специфика этих
листов мешала свободному переносу и могла привести к потере данных. Поэтому
данные листы были выделены в отдельный файл.
Первый лист данного файла непосредственно дневник (NT)
Основным смыслом данного листа является фиксация всего происходящего в режиме
реального времени. В частности, в дневнике фиксируется:
- Использоваие времени;
- Осуществленные траты;
- Комментарий к использованию времени, описание дел;
- Описание занятий и учебы (книги, страницы и т.д.);
- Фиксация питания, что съедено, сколько грамм;
- Описание отдыха и развлечений;
- Фиксация проявленных недостатков;
- Волевые усилия;
- Мысли и идеи;
- Другие комментарии.
Записи в дневник осуществляются регулярно в течение дня, обычно в последние
5 минут каждого часа или каждого второго часа. Иногда через 3-4 часа, больше
пока рискованно для памяти, однако со временем надеюсь натренироваться делать
и большие интервалы.
Данный лист выглядит приблизительно следующим образом:
Столбцы 6 и 8 умышленно раздвинуты в КПК они достаточно узкие и большая часть
комментариев скрыта.
В данную таблицу попадает и прочая информация, например названия просмотренных
фильмов с их оценкой, комментарии к разговорам, самооценка в различных ситуациях
и т. д.
Цифры в первом столбце, кроме времени эффективность сегментов. Существует
пять сегментов дня, из них 4 основных: 5-10 часов утра, 10-15, 15-20, 20-1.
В данном случае первый сегмент набрал 22 единицы полезного времени, а второй
32. Это нетипично, обычно первый эффективнее второго.
Так как записи в дневник делаются 5-6 раз в день и занимают около 5 минут,
то на его ведение требуется около получаса в день. На первый взгляд много, но,
учитывая, что в основном он заполняется во время, предусмотренное для отдыха
(последние 5 минут часа), то его заполнение особенно не утруждает.
На основании данных дневника заполняются различные листы полумесячного файла.
Второй лист DRY оперативное планирование (OP)
В данном файле нарисован полумесячный план и фиксируется его выполнение.
От дневных планов я решил отказаться ввиду неудобства переписывания одной и
той же информации в разных документах. Теперь данный лист выполняет функции
и ежедневного, и полумесячного планирования.
Фрагмент данного листа выглядит следующим образом:
А, B, C, D классификация дел по степени важности/срочности. В такую таблицу
заносятся задачи, планы и дела на полумесяц, причем внесение добавлений и обновлений
в этот план возможно в любой момент.
Желтым выделяются дела, которые хотелось бы выполнить сегодня (своеобразный
план на день), красным уже выполненные задачи.
Соответственно практически каждый час (иногда 2-3 часа) данный лист просматривается
и корректируется. Если возникла новая неожиданная идея в любом месте в любое
время можно достать КПК и быстро ее зафиксировать.
Более сложные задачи (проекты, проблемы и проч.) фиксируются в основном документе,
о котором пойдет речь далее.
Таким образом, данный файл с листами NT и OP предназначен для оперативного
планирования и учета в течение дня в режиме реального времени. Т.к. КПК находится
под рукой все время и доступен в любом месте, то подобные учет и планирование
технически осуществляются достаточно просто и удобно.
Файл 2. Полумесячный (PMF-XY)
Данный файл более сложен. Он состоит из 8 листов. Основная версия расположена
тоже на КПК (т. к. в нем подводятся итоги каждого дня). Однако если я просыпаюсь
дома, а не в гостинице или где-нибудь еще, то заполняю его на домашнем ПК и
потом обновляю на КПК. Исключение если утром заполнить не успеваю, например
ввиду высокой вероятности опоздания в спортзал или других экстремальных ситуаций.
В любом случае, оказалось, что иметь возможность заполнять файл на разных носителях
удобно. У КПК основное преимущество мобильность (можно, например, заполнить
в метро), у ПК большой обзор таблиц и выше скорость работы (меньше транспортных
операций).
Заполняется данный файл только один раз в день утром (обычно с 5-20 до 5-45
утра). Работа с файлом занимает 20-25 минут.
Лист 1 финансы (FN). Данный лист подводит финансовые итоги
каждого дня на протяжении полумесяца. В конце полумесяца он выдает итоги периода,
которые сразу можно заносить в главный файл в отчет о движении денежных средств
(который имеет похожий формат). Выглядит он следующим образом:
Листы 2 и 3 полезное время и прочее время. На листе 2 (UT)
расположены 1-я и 2-я группы категорий времени, на листе 3 3-я и 4-я группы
категорий в аналогичной таблице. По горизонтали 15 дней, по вертикали подкатегории.
В конце полумесяца итог сразу можно заносить в основной файл.
Лист 4 LDM (learning and development management):
В первом столбце коды книг, во втором план на полумесяц (взят из основного
файла, где существуют планы на год, квартал, полумесяц). Далее фактическое
исполнение по дням и процент выполнения по времени. Процент выполнения по освоенному
объему в основном файле.
Пришел к выводу о неэффективности изучения одновременно более определенного
количества книг и областей знаний, поэтому принял решения планировать на полумесяц
только 5-6 областей из 8 и не изучать одновременно более 5-6 книг. В данном
случае их 6 (RSV резерв, С21 просмотр фильмов на английском языке с обучающей
целью, W01 чтение журнала Эксперт), причем F13 должна быть начата только по
завершении F11 и F12.
Лист 5 ежедневный WM (willing management, система управления волей):
В каждой клеточке может быть поставлено от 0 до 2 баллов. В конце полумесяца
итоги переносятся в основной файл.
Лист 6 питание. Его фрагмент выглядит так:
Далее идут все дни полумесяца.
Таблица основана на 6-ти разовом питании. Самостоятельно подсчитываются итоговые
данные по структуре питания и итоговому калоражу. Внизу подсчитываются итоги
по полумесяцу.
7 лист некоторые итоги, которых нет в других таблицах, но которые
нужны, например, для BSC.
8-й лист дневник. Он заполняется последним и в него заносятся
письменные комментарии о прошедшем дне. Что было хорошо, что плохо, что интересного.
Некоторая самооценка, краткое описание эпизодов, разговоров, дел, событий и
т. д. Все достаточно коротко. Своеобразный качественный анализ в море количественного.
В конце, правда, еще немного количественного последним делом выставляется
самооценка прожитого дня по 6-бальной шкале.
1 клетка Excel один день. Они потом прямиком попадают в основной файл, без
цензуры и корректировок. На их основе пишется качественный анализ и итог прожитого
полумесяца.
Файл 3, главный. Годовой (LMYF-Y)
Этот файл является основным и хранится только на стационарном ПК. Его копии
также хранятся в рабочем ноутбуке, USB устройстве памяти в других местах для
безопасности информации. Компьютер не так жалко потерять, как хранимую на нем
информацию.
Данный файл состоит из 24 листов. Листы распределены следующим образом:
- BSC 3
- финансовый учет 6
- хронометраж 3
- управление развитием воли (WM) 1
- управление хобби и развлечениями (EHM) 1
- стратегическое и оперативное планирование 3
- управление обучением и развитием (LDM) 4
- управление спортом, питанием и здоровьем (SFH) 2
- дневники, записи, комментарии 1
Файл заполняется 2 раза в месяц, 1-го и 16-го числа. Обычно это занимает 1,5-2
часа.
Описывать все листы достаточно долго, остановлюсь на отдельных, наиболее интересных.
LDM (управление обучением и развитием)
Лист 1 общий бюджет времени на обучение в году. Например, за год планируется
потратить на учебу 12 тысяч единиц времени, в среднем по 500 в полумесяц. Они
распределяются на 8 областей: Финансы 4000; Бизнес, менеджмент, экономика
800 и т. д. Резерв 1800 ютов. Далее суммы, выделенные на каждое направление,
разделяются на 4 квартала. Например, на изучение финансов планируется в первом
квартале потратить 1250, во втором 1050, в третьем 700, в четвертом 1000 ютов.
Данные распределения определяются различными планами и факторами.
Аналогично квартальный план распределяется на полумесяцы, исходя из различных
обстоятельств и факторов.
Каждое направление состоит из 3-х столбцов: в верхнем план на год, квартал,
полумесяц по направлению; во втором фактически потраченное время; в третьем
процент выполнения.
Лист 2 планирование по конкретным наименованиям книг или предметов. Каждой
книге/предмету присваивается свой код. Исходя из планов по направлениям на кварталы
и полумесяцы происходит привязка времени изучения каждой книги к календарному
году. Для этого сначала определяется общий бюджет времени, необходимый для изучения
книги, а затем он распределяется во времени на основании бюджетов каждого направления
в зависимости от приоритетов, различных обстоятельств и других планов.
Вот как это выглядит на примере области по финансам:
Исходя из этого плана, составляются планы по полумесяцам в разрезе конкретных
книг.
Лист 3 (фрагмент):
Внизу идут аналогичные планы по другим областям. Таким образом, на год вперед
планируются все книги, которые будет необходимо прочесть, определяется бюджет
времени по каждой книге, период (периоды), в котором данную книгу следует изучать
и распределение времени по книгам в каждом полумесяце.
При этом планирование по полумесяцам осуществляется только на один квартал
вперед. Распределение планового времени на новый квартал по полумесяцам квартала
осуществляется перед началом этого квартала.
Лист 4 предназначен для оценки эффективности чтения и понимания адекватности
бюджетирования времени, и выглядит так:
Каждая книга содержит 4 строки. В первом столбце общий бюджет времени на
книгу (строка 1) и общее потраченное время (строка 2). Далее идут столбцы по
периодам. В первой строке план на период по книге. Вторая строка факт по
книге за период. Эти данные берутся из листа 3. Строка 3 это не отношение
плана к факту за период, как в листе 3, а отношение общего потраченного времени
на конец периода к общему бюджету времени на книгу. Например, на книгу М11 планируется
всего потратить 150, а потрачено уже 40. Т. е. 27 % бюджета. Последняя строка
(4) оценочное значение освоенного фактического объема книги (по страницам
и т. п.). Фактически данная книга прочитана приблизительно на 25 %. Таким образом,
по данной книге происходит некоторое отставание от графика, хотя очень незначительное.
По сути это своеобразный анализ по методу освоенного объема, хорошо известному
в проектном менеджменте.
Данный лист содержит полный перечень всей планируемой к изучению литературы.
Так выглядит система LDM в электронном виде. Еще один лист, 5-й, находится
в файле PMF. В нем фиксируются занятия в ежедневном режиме и находится план
на полумесяц.
Другие интересные листы. Многие читатели первой статьи спрашивали,
как выглядит лист BSC. Приблизительно так:
Количество показателей увеличилось до 30.
Отчет о прибылях и убытках:
ТМ основной лист (фрагмент):
Годовой план:
Таким образом, сочетание файлов Excel на КПК и персональном компьютере позволяет
полностью автоматизировать подобную систему и значительно сократить время на
ее поддержание. Александр Любищев не обладал современными информационными возможностями
и собирал огромный бумажный архив, связанный со своей жизненной деятельностью,
который и послужил материалом для написания повести
Д. Гранина. В современных условиях писатель мог бы получить такой материал
в гораздо более удобном для обработки виде. И это еще раз доказывает, что «всему
свое время».
© Автор, пожелавший остаться неизвестным, январь
2005 г. Редактура Глеб Архангельский, info@improvement.ru
Статья написана специально для Improvement.ru. Адрес документа на сайте: http://www.improvement.ru/zametki/anonym2/
Допускается свободная публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении
целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок.
Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования с
редакцией Improvement.ru.
Читайте также:
Аноним, Моя система
Life-Management
Алексей Бабий Хронометраж,
или Алгебра любви-3
Даниил Гранин Эта странная
жизнь
Глеб Архангельский,
Сергей Хозяинов, Нужен ли русскому секундомер?
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!