О сайте    О компании    Тренинги    Работа 2.0    Все статьи    ТМ-книга    Поиск    Контакты   

+7 (495) 162 58 90     


События

Ближайшие открытые семинары:


22-23 октября 2020 г.,
Мастер-класс Глеба Архангельского «Эффективный бизнесмен»
Получите программу и специальную цену: www.tminvest.ru


Афиша встреч Лиги «Время» в мае 2020 г.

Информация

Департамент информатизации ОАО РАО «ЕЭС России» благодарит компанию «Организация Времени» за успешно осуществленный проект внедрения тайм-менеджмента на базе Microsoft Outlook. Сотрудники и руководство Департамента отмечают более эффективное использование рабочего времени, за счет применения контекстного планирования... Прочитать...>>

Публикации

28.04.08 Погорелов Юрий. Айсберг тайм-менеджмента: инструментальный подход.
Оотвечая на вопрос «как?» в тайм-менеджменте, человек приходит к вопросам «куда?» и «зачем?».
 

Полезно


Впервые у нас?
 Карта составлена специально для того, чтобы Вы могли быстро ознакомиться со структурой сайта и найти необходимую информацию. Потерялись -
Карта сайта...>>



Вопрос первый: кто же собственник?

Кто должен самоопределяться, проявлять свою «самость»? Если речь идет о конкретном моменте в настоящем или прошлом, то ответить достаточно просто: то лицо, чьи права собственности зарегистрированы (или признаны без регистрации). А если о будущем? До какого-то времени собственник известен, но потом произойдет наследование. Наследование (для нашего рассуждения) – это неизбежное вынужденное отчуждение собственности известному кругу лиц в силу естественных причин. Да, многие из Вас не собираются продавать бизнес, но это не значит, что в какой-то момент он не будет отчужден в пользу нового владельца, ради счастья которого Вы этот бизнес выращивали и сохраняли.

Примечание на полях. Вышесказанное позволяет с уверенностью прогнозировать, что лет через 10-15 страну, точнее, страны СНГ, ждет еще одна институциональная реформа, сравнимая с развитием института рынка (института сделок обмена). Эта реформа института наследования (институт безвозмездных сделок). Это обстоятельство специфично именно для стран СНГ, в отличие от стран с развитым институтом рынка. Именно в СНГ, в том числе в России, в период жизни одного поколения возникло большинство бизнесов и одновременно в этот же период вырастает поколение будущих собственников (наследников) этих вновь созданных бизнесов. Большинство из будущих наследников в детстве, да и их родители тоже, не знало и не могло знать о том, предстоит ли им что-либо наследовать в будущем, или дело, которым занимается их родитель, скоро загнется. Только по прошествии нескольких лет, а то и десятилетий, становится понятным, какие из бизнесов имеют шанс выжить и быть унаследованы. Но к этому времени поколение будущих собственников (наследников) уже будет далеко не в детском возрасте, перейдет черту совершеннолетия и воспитывать их в духе будущих владельцев будет уже поздно. Им придется науку «передачи эстафеты» осваивать на ходу, так же, как их родителям в молодости пришлось осваивать науку создавать и удерживать бизнес.

В СНГ практически нет бизнесменов, получивших свой бизнес по наследству, поэтому отсутствует не только культура, но и приемлемые примеры успешной передачи эстафеты собственности (бизнеса) по наследству. Вывод: проблему воспитания будущего собственника будет решать даже не сегодняшнее поколение собственников- создателей бизнеса, а поколение их наследников. (Из этого, в частности, следует, что консультанты должны уже сейчас готовить себя к тому, чтобы адекватно ответить на этот вызов.)

Выходит, что собственник – это наследник? Но и его жизнь несравнима с вечностью, и ему придется передавать собственность в наследство. Значит истинный собственник – это род, которому принадлежит теперешний собственник и его наследники? Но род – это не физическое лицо, у него нет самости: «хотений», целей, воли, так необходимых нам для решения второй задачи. Самость присуща лишь людям. Что же, какое качество у него (рода) должно быть, чтобы каждый представитель рода, живущий здесь и теперь, мог самоопределиться, сформировать свои хотения, цели, волю?.. И каким образом воспитывать представителей своего рода, чтобы они свои желания, цели и волю подчиняли или хотя бы приводили в соответствие этому родовому качеству? Может быть этим качеством должна быть миссия рода? И каким образом она должна быть связана с миссией бизнеса?.. Стоп!

Вопрос второй: род и бизнес

Здесь возникает второй вопрос, точнее группа связанных вопросов о взаимоотношениях рода, его представителей и бизнеса.

Третий вопрос: а нужно ли отвечать на все эти вопросы?

Может быть они относятся к разряду философских и не имеют отношения к практической жизни, к судьбе бизнеса?

На мой взгляд, практическое значение имеют не столько ответы на эти вопросы, сколько сам факт размышления над ними собственником и его наследниками. Не задавшись этими вопросами и не пытаясь давать на них ответы, пусть даже ошибочные, можно легко утерять рамки самоопределения, свести задачу безопасности бизнеса к решению первой задачи. Но в этом случае можно быть уверенным, что когда-нибудь бизнес, несмотря на «доспехи», «примет смерть от коня своего», т.е. от наследника, который так и не станет «эффективным собственником» и не сможет его контролировать, или которому этот бизнес станет просто обузой.

Четвертый вопрос: кто может и кто должен отвечать на эти вопросы?

Драма в том, что отвечать на эти вопросы должны, хотя не всегда могут, живущие представители рода (собственник и наследники), а ответ узнают и испытают на себе последствия будущие поколения представителей рода. За набором этих вопросов стоит проблема судьбы бизнеса, которую каждое поколение собственников будет пытаться решать своими действиями, своей жизнью.

Предположим, что собственники и наследники определились в том, что будут заниматься бизнесом.

Возникает пятый вопрос: что значит «заниматься бизнесом»?

Шестая группа вопросов: о развитии, видении и преемственности.

Предположим, собственник и наследники определились, что будут развивать свой бизнес.

(Рискну спрогнозировать, что таких будет меньшинство, хотя надеюсь на обратное. ВК).

Каковы условия развития? Без чего оно невозможно? В качестве гипотезы предположу, что развития не будет без ви’дения бизнеса. Собственник - лицо, ответственное за развитие, - должен представить себе образ бизнеса в достаточно далеком будущем, соответствующее его представлениям о развитом бизнесе. Если этих представлений нет, их необходимо сформировать, но это отдельная задача. Любая другая стратегия из выше перечисленных может быть реализована без формирования видения, либо обходиться его заменителями, но не стратегия развития.

Как было показано выше, развитие не предполагает обязательного следования традиционному образу (видению, представлению) бизнеса. Напротив, она требует творческого подхода.

От кого требует? От собственника? Но мы выше показали, что о собственнике можно корректно говорить в настоящем и прошлом временах, но не в будущем. Кто отвечает за формирование видения: теперешний собственник или его наследники? Если теперешний собственник, то как он сможет гарантировать, что у наследников будет такое же видение, т.е. каким образом он гарантирует преемственность с будущим? Если наследник, то каким образом он гарантирует, что его видение окажется не фантазией, а будет опираться на что-то реальное, т.е. как гарантировать преемственность с прошлым? Прежде чем передать эстафетную палочку, надо убедиться, что бегуны бегут на одном стадионе (и желательно, по одной дорожке).

Остается еще один ответ: за формирование видения и обеспечение преемственности отвечают как собственник, так и наследники, это должно стать результатом их совместной работы. Рискну усилить последний тезис: ответственность несет семья собственника, включающая в себя как собственника-главу семьи, так и наследников (детей и супруга).

Кроме того, мы приходим еще к одному выводу: преемственность является вторым условием развития наряду с видением, поскольку видение без преемственности превращается в фантазию.

Примечание на полях. Все вышесказанное является пока лишь набором требований, предъявляемых к работе по развитию, и никак не приближает нас к конкретным ответам и механизмам. Забегая вперед, скажу, что готовых ответов нет, поэтому третьим лицом, от кого потребуется творческий подход в этой работе, является и консультант. Некоторые выводы ставят в тупик и меня самого. Мне пока не удается представить «форму организации семейной работы по формированию видения бизнеса». Сама формулировка кажется бредовой с точки зрения традиций нашего общества. Но логика заставляет сделать вывод: надо искать формы включения наследников в действующий бизнес.

Седьмая группа вопросов: наследники и управление, поиск форм организации работы

Попытаемся поразмышлять над тем, что должно быть сделано сегодня, чтобы начать движение в нужном направлении. Опять же здесь больше вопросов, чем ответов.

Вначале вопросы к наследнику (или наследнице, но далее будет использован мужской род).

Обращаю внимание на то, что здесь появился новый тип работы: освоение, как путь, обеспечивающий преемственность. Поскольку преемственность имеет двусторонний характер, то и освоение должно быть не просто восприятием наследником существующего положения вещей и изучения предыстории бизнеса, но и предполагает уже сейчас начало некоторой трансформации существующего бизнеса, направленной на приспособление (адаптацию) к будущему собственнику. Любое лицо, осваивающее бизнес, не может делать этого эффективно, не влияя на этот бизнес. А если этим лицом является будущий собственник, его влияние существенно усиливается.

Вопросы топ-менеджерам

Теперь несколько вопросов к высшим менеджерам и ключевым специалистам (далее для краткости «топ-менеджеры»):

И, наконец, несколько вопросов к собственнику:

Со своей стороны я готов назвать третье условие, необходимое для успешной работы по развитию бизнеса. Это условие – создание диалоговой ситуации, направленной на обсуждение тематики, связанной с развитием бизнеса. Диалог предполагает что его участники равноправны, компетентны, независимы друг от друга и заинтересованы в успехе. Участниками этого диалога должны быть собственники (включая наследников), менеджеры и консультанты. Без организации такого диалога любые идеи собственника так и останутся вариться только в его голове, либо встретят непонимание или еще хуже – сопротивление, причем не столько со стороны конкурентов, сколько ближайших соратников.

Примечание на полях. Можно было бы добавить несколько вопросов консультанту, связанных с его представлением о том, как организовывать процесс освоения наследником бизнеса и его собственной ролью в этом процессе. Признаюсь: лично я никогда не занимался такой работой и даже не слышал, чтобы ей занимался кто-то другой, поэтому результата гарантировать пока нельзя. Однако, если собственник и наследник сочтут необходимым привлечь консультанта к этой работе, то последнему придется решать возьмется ли он за нее? Ответ на этот вопрос – дело каждого консультанта. Но у консультационного сообщества в целом, похоже, нет выбора: на социальный заказ придется отвечать, за неизведанное придется браться. Поэтому лучше заранее приступить к подготовке, но это уже тема другого письма.

<<..НазадДальше..>>

Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!


Rambler's Top100

О сайте О компании Школа Работа 2.0 Все статьи Карта Поиск Контакты

© 2000 - 2012 Архангельский Г.А.

Правовая информация