О сайте О компании Тренинги Форум Все статьи Карта Поиск Контакты | ||
|
|||||||
|
|
Ведущий: «Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь…» стак поется в известной песне. Это даже не факт, а уже своеобразная банальность, что время не остановить. Однако искусство управлять своим временем существует, и можно этим искусством овладеть. Выражение «у него двадцать пять часов в сутках» не дежурный комплимент в адрес делового человека: это действительно так. У нас в гостях генеральный директор компании «Организация Времени» и автор одноименной книги Глеб Архангельский. Скажите, Глеб, а много Вам потребовалось времени для написания Вашей книги?
Глеб Архангельский: Всякий раз, когда я веду свои семинары, я достаю эту книгу и говорю: «Вот лучшее доказательство тому, что организация времени работает!» Что при моем бизнесе и преподавательской деятельности я сумел такую толстую книгу написать.
Ведущий: Согласитесь, это редкое явление, когда молодые люди задумываются о течении времени. Почему у Вас все сложилось иначе?
Глеб Архангельский: Я в свое время прочел книгу Даниила Гранина, которая повествует об истории российского ученого Александра Любищева, который, будучи молодым как раз человеком, поставил перед собой цель создать периодическую систему биологических элементов (по аналогии с таблицей Менделеева). Он подсчитал необходимый для осуществления его цели отрезок времени. Получилось около ста двадцати лет. То есть либо отказываться от своей цели, либо искать пути ее достижения и что-то сделать со своим временем. Любищев решил от своей цели не отказываться. Он почти пятьдесят лет вел хронометраж своей жизни. Те, кто его знали, поражались тому факту, что в более пожилом (семидесятилетнем) возрасте он был гораздо более эффективен, нежели его молодые коллеги.
Ведущий: Но ведь уходит уйма времени на то, чтобы составить план и вести хронометраж. Например, пока кто-то составляет план того, что необходимо купить, другие просто пойдут и сделают покупки.
Глеб Архангельский: Есть такой анекдот. Человек идет по лесу и видит дровосека, который рубит дерево, обливается потом, щепки летят во все стороны. Человек присмотрелся и видит: у дровосека топор тупой. Он говорит: «Ну, что же ты! Топор-то наточил бы…» Дровосек отвечает: «Некогда точить рубить надо!» Вот это время на заточку топора оно, казалось бы, потрачено. На самом деле, это ваши инвестиции. Вы потратили десять минут на планирование недели и обнаружили, что многого можно и не делать, и сэкономили для себя, например, десять часов.
Ведущий: Но как быть тем, у кого биологические часы приходятся на то время, когда основная активность других людей идет на спад. Ведь есть же такое понятие «сова». Эта проблема разрешима?
Глеб Архангельский: Это проблема, безусловно, разрешима. Она возникает у любого человека, который начинает организовывать свое время. Когда он понимает: да, времени немного, до конца жизни осталось, скажем, сто тысяч часов, двести тысяч часов. Это очень мало, на самом деле. И он начинает организовываться, но его родственники, друзья, сослуживцы, государство, окружающая среда они-то остались прежними. Приспосабливаться к такой ситуации можно. Первый шаг это начать с себя. То есть найти резервы времени там, где тебе это подвластно. А дальше уже избирать стратегию борьбы с поглотителями времени, которые «снаружи». С ними действительно труднее. Но бороться с ними тоже можно.
Ведущий: Ну да, исторический пример Иосиф Сталин был «совой», работал в ночное время. Соответственно, весь государственный аппарат постепенно перестроился под работу в таком режиме. Вот это пример, когда огромный бюрократический аппарат и даже целая страна могут быть подчинены правилам, приоритетам и представлениям об организации времени одного человека. У Вас есть рекомендации на счет такого вот внешнего давления?
Глеб Архангельский: Естественно, всегда приходится подстраиваться под какую-то вышестоящую систему: организацию, непосредственного начальника, обстоятельства и т.д. Скажем, юристы у меня сейчас спрашивают на семинарах: «А наши суды… Что делать с ними?..» Конечно, в таких ситуациях, когда от тебя лично мало что зависит, своя специфика, но ведь и в них можно тратить время оптимально. Ну, вот самый простой пример. Я, когда между Петербургом и Москвой летаю, с болью в сердце наблюдаю, как продвинутые топ-менеджеры, время которых стоит дорого, летят в самолете и, скучая, листают бортовые журналы. Хотя тот же самый человек работает по двенадцать часов в день у себя в офисе, он же жалуется, что ему не хватает времени. Ну, возьми с собой какие-то документы не очень важные, книгу по менеджменту, которую ты никак не соберешься прочитать. То есть ты ничего не можешь сделать с этим самолетом. Но ты можешь изменить ситуацию со своей стороны, с точки зрения более эффективных затрат времени.
Ведущий: Но надо же учитывать обстоятельства. Человек в пути, в дороге все-таки чисто психологически ощущает себя иначе. По-другому работает мозг, организм. Это режим ненормальный для работы. Задача усложняется. Может быть, тогда и не стоит этим заниматься, и люди правильно делают? Придут на работу и будут работать.
Глеб Архангельский: Хорошо. Если вы для себя решили, что в дороге вы будете отдыхать, тогда используйте технологии отдыха. Музыку с собой захватить, например, с наушниками. И дать себе установку: я отдыхаю. Хотя работать в таких условиях, по-моему, вполне реально. Я летаю в командировки по всей России читаю семинары у меня почему-то такая ситуация: в самолете приходят самые лучшие идеи. Видимо, это смена обстановки, смена контекста…
Ведущий: Действительно. Ведь когда на летучках или планерках от человека требуют, чтобы он сейчас же придумывал какие-то свежие мысли. А они почему-то в голову не приходят. Нервничает, например, человек, боится, что его сочтут бесплодным с точки зрения идей. А когда над ним ничего не довлеет, вот и снисходит просветление, мозг начинает работать.
Глеб Архангельский: А тут самое главное их успеть записать в ежедневник, или в карманный компьютер, или на диктофон так, чтобы потом эти идеи сработали.
Ведущий: Вот правильно Вы заметили, что надо человеку всегда для себя решить, в каком режиме он в данный период времени находится: отдыха, работы и т.п., потому что все эти нервотрепки, нервозности возникают из-за несовпадения обстоятельств с тем, что ты реально можешь в них сделать.
Глеб Архангельский: Совершенно верно. Это животрепещущая тема, которая всегда вызывает большой интерес на семинарах и лекциях. Отдых. Наши люди отдыхать часто просто не умеют. Типичный пример: работа в конторе, как правило, общее помещение с другими людьми. Отвлеклись, вроде бы попили чаю, поговорили, но… Не отдохнули абсолютно! Ходите потом совершенно разбитым. Почему? Потому что, как я говорю на семинарах, главный принцип отдыха: если вы решили отдыхать, то отдыхайте на сто процентов, даже на сто двадцать. То есть надо бросить работу, сменить обстановку, выйти на улицу, посмотреть на природу, послушать, как птички поют и т.п. Пять минут такого отдыха гораздо эффективнее и полезнее, нежели двадцать минут офисного чаепития.
Ведущий: То есть надо переключиться. Тогда возникает такой вопрос. Не получается ли, что человек должен быть каким-то механическим агрегатом и научиться управлять собой, как, например, бытовым прибором? Включить на полную мощность, переключить в режим ожидания и т.д.
Глеб Архангельский: Во-первых, превращается ли человек в механизм? Во-вторых, как научиться правильно переключаться? Наше тайм-менеджерское сообщество проводило два года назад встречу с Даниилом Граниным, автором той самой книги, которую я уже упоминал. Он рассказал очень интересную вещь. Когда писатель читал хронометражи Александра Любищева и смотрел, на что тратилось время ученого, то он безмерно удивился: Любищев, технарь, математик, биолог, на театр, детей и природу тратил времени гораздо больше, чем сам гуманитарий Гранин. Хотя ему, писателю, вроде бы положено по статусу… О чем это говорит? Хронометраж, тайм-менеджмент, организация времени не превратили человека в робота. Организация времени это инструмент, позволяющий выделять время на то, что ты хочешь. А теперь насчет переключения. Есть такое полезное понятие в психологии якорь. Это зацепка жест, цвет, музыка, сигнал которая позволяет как раз переключиться. То есть, например, для работы у меня вот такая музыка, для отдыха другая; когда я иду на жесткие переговоры, я одеваю серый галстук, а когда мне необходим креатив для придумывания каких-либо творческих идей я сажусь в мягкое кресло и т.п. Казалось бы, мелочи, но они помогают настроиться именно на тот режим, который вам необходим.
Ведущий: Получается, «учитесь властвовать собой». Но ведь ничего нового мы не открыли. Это известные психологические приемы…
Глеб Архангельский: По отношению ко времени психология это один блоков, один из кирпичиков в фундаменте. Организация времени это целая система. Есть блоки технологические: хронометраж, как узнать, куда тратится время, как оно распределяется и расходуется. Есть блоки, посвященные борьбе: с внешними обстоятельствами, поглотителями времени. Таких блоков много и, конечно, важно, чтобы все они укладывались в целостную систему: и психология, и технология и т.п.
Ведущий: Даже в узком кругу близких людей (друзей, семьи) постоянно сталкиваешься с несовпадениями амплитуд режимов. Кому-то надо отдохнуть, кто-то настроен на активную деятельность и т.д. Это порождает конфликтные ситуации…
Глеб Архангельский: Понимаете, организация времени и семейная жизнь вообще очень интересная тема. На нашем сайте www.improvement.ru регулярно публикуются такие заметки. Например, тайм-менеджент для детей. Как организовать время ребенку? Ему не подходят те методы, которые удобны для бизнесменов, управленцев или специалистов. У него совершенно другие проблемы. Или совсем недавно была заметка об организации времени в семейных отношениях. Как договориться? Как установить определенные нормы, правила, принципы? Естественно, интересы конфликтуют, существуют точки несовпадения и вопрос, каким образом эти точки обойти.
Ведущий: Ну, допустим мы рассматриваем семью эгалитарную: современная, молодая, с равными правами для обоих супругов. Как в такой семье находить общий язык, когда никто не может диктовать свои условия?
Глеб Архангельский: Путем взаимных уступок, компромиссов, договоренностей. Если равенство, то другого пути, кроме договора нет.
Ведущий: Что ж, отведенное нам время это 24 часа в сутки. Не бывает на час больше, как бы нам того ни хотелось. Как же достичь результата, который характеризует распространенный трюизм «двадцать пять часов в сутки»?
Глеб Архангельский: Человек может прожить очень короткую, но очень насыщенную жизнь. Все зависит не от отведенного срока, а от принципа затрат времени. Здесь можно определить своеобразный фундамент двух китов эффективности временных затрат. Первый это уплотнение того времени, которое имеется в наличии. А второй, не менее важный, отсеивание лишнего. Очень много дел, расходов времени не являются для человека «родными», нужными ему. Они навязаны кем-то или чем-то: модой, окружением, семьей… Очень часто бывает, человек начинает анализировать: а нужно ли мне вот это, на что я трачу несколько часов в неделю. Оказывается, нет, не нужно. Отсюда и берутся резервы необходимого времени. Вот они ваши двадцать пять часов в сутки.
Ведущий: А время на дорогу, например? Ведь мы же точки зрения тайм-менеджмента нерационально тратим время. Одни ежедневно едут на работу с юга на север, другие с севера на юг, сплошные пробки. Это существенный вид поглотителей времени. А есть еще ненужные разговоры, друзья, пиво, футбол…
Глеб Архангельский: Ну, я бы не сказал, что друзья это поглотитель времени. Ведь что такое, в сущности, поглотитель времени? Это те затраты времени, которые вы хотели бы уменьшить. Очень часто бывает наоборот: человеку не хватает времени на друзей. Тогда друзья это не поглотитель, а обделенная область вашей жизни. Поглотитель это все, что вам не нравится, все, что, по вашему мнению, отнимает ваше время. А вот, что у кого является поглотителями это очень индивидуально. То есть, что для одного поглотитель, то для другого приоритетная область расходов времени. Меня один руководитель спрашивал: «Глеб Алексеевич, я при помощи хронометража понял, что я два часа в день трачу на кофе. Это поглотитель, наверное, и мне надо с ним бороться?» Начинаем выяснять. Он специалист дизайнерской студии, придумывает концепцию фирменного стиля для клиентов. После встречи с клиентом он садится, два часа пьет кофе, а потом рождает идею. Какой же это в таком случае поглотитель? Это же самое приоритетное время при таком виде деятельности!
Ведущий: В чем принципиальная особенность современного мира с точки зрения тайм-менеджмента?
Глеб Архангельский: Все ускоряется. Если 50 лет назад вы могли жить себе спокойно, и на протяжении всей вашей жизни кардинально ничего бы не изменилось, то сейчас все меняется каждый месяц, каждый день, причем эти изменения радикальны и к этому нужно уметь приспосабливаться. У одного социолога есть такое понятие «шок будущего». То есть шок, связанный со столкновением с будущим, которое меняется и меняется очень быстро: постоянно какая-то новая информация, новые события, новые условия…
Ведущий: Вы же говорите о том, что надо уметь избавляться от лишнего. Так может быть, от этих потоков информации тоже надо уметь как-то абстрагироваться.
Глеб Архангельский: Правильно. Человек часто пытается быть в курсе абсолютно всего: постоянно читает прессу, сидит в Интернете и т.д. Надо уметь остановиться и определить для себя, какая информация действительно необходима, а какая неактуальна. В конечном итоге, оказывается, что нужно-то совсем чуть-чуть. И из всей газеты надо прочитать одну статью. Например, про то, подорожают квартиры или подешевеют.
Ведущий: Нам звонят, давайте послушаем вопросы наших слушателей. Добрый вечер.
Слушатель 1: Добрый вечер, меня зовут Ирина. Я хотела бы поделиться опытом организации времени. Я об этом много читала, но как-то не могла воплотить в жизнь. И вот, жизнь сложилась так, что я выбросила телевизор, пока не купила старый (старый выбросила, а новый не приобрела). И не смогла организационно (я была очень занята) подписаться на газеты. Когда были газеты, и был телевизор, я от них не отказывалась. А сейчас, когда этого всего нет, я себя прекрасно чувствую, все новости узнаю по радио, а телевизор и вообще оказался не нужен.
Ведущий: Ирина, а кем Вы работаете?
Слушатель 1: Я работаю в основном дома, я врач и консультирую по косметологическим, дерматологическим проблемам, работаю с дистрибьюторами косметических фирм. Поскольку я последнее время много работаю дома, т.е. за последние несколько лет у меня был ненормированный рабочий день. Все друзья и знакомые привыкли, что я почти всегда дома, и очень много времени уходило на телефон. Я тоже поняла, что так уже дальше жить нельзя.
Ведущий: Но от телефона Вы еще не отключились?
Слушатель 1: Нет, я просто нормирую то время, когда я подхожу к телефону. Какое-то время вечером (час или полтора, а когда совсем «напряженка», то и полчаса), а если я совсем устала, плохо себя чувствую, то для чисто деловых разговоров я выделила утреннее время, а друзьям, знакомым я говорю, что буду сама звонить. И вообще, телефонные разговоры до минимума. Все подробности жизни при встрече, а по телефону назначаем встречу, где, что и как.
Глеб Архангельский: Очень хороший пример про телевизор. Действительно колоссально помогает.
Ведущий: Глеб, Вы упоминали методики организации времени, которые вы предлагаете на своих семинарах. Не могли бы Вы рассказать о них поподробнее?
Глеб Архангельский: Есть основные направления, в которых можно развивать эффективность личного времени. Первое это хронометраж, учет времени. То есть, прежде всего, необходимо понять, куда уходит время, на что оно тратится? Это как с деньгами: если Вы хотите их накопить побольше, надо вести учет. То же самое и здесь. Берете блокнотик, начинаете записывать, что происходит в течение дня, начинаете считать, начинаете смотреть. Один человек написал очень интересно на дистанционном консультировании: «Одно дело, когда тебя зовут покурить, а другое, когда ты вспоминаешь запись на вчерашнем листочке: «перекуры 70 мин.» И понимаешь, вот где мои два раза в неделю посещения бассейна». Это первое направление, учет времени. С этого всегда следует начинать. Второе это вопрос постановки целей. Цели и планирование. Тоже очень важный вопрос. Необходимо понять, чего я хочу? Четко сформулировать видение своего будущего, направление личного развития. Очень часто у нас люди этого не представляют. И культуры такой не было, и не учили этому много лет. Т.е. сформулировать на будущее некое желание: «куда я хочу развиваться?», причем именно «я хочу», не что мне навязывают, не то, что обязательно, положено. Есть такие социальные установки, в школе нужно получить золотую медаль, а менеджер должен иметь хорошую дачу.
Ведущий: Мне показывают, что нам опять звонят, давайте послушаем. Добрый вечер!
Слушатель 2: Здравствуйте, я Светлана, студентка из города Ижевска. Очень приятно слушать такую важную тему, тем более, что вопрос для меня действительно актуален. Я хотела бы узнать, как можно заказать книгу уважаемого гостя?
Глеб Архангельский: Книгу уважаемого гостя можно заказать на сайте «Организация Времени» и на сайте издательство Питер. Она выпущена в этом издательстве и в Интернет магазинах она доступна. Наш сайт www.improvement.ru. Очень приятно, что студенты тоже слушают нашу передачу и тоже обращаются. Мы уже более двух лет организуем эту программу во многих вузах. Я считаю, что этому надо учить уже с детского сада, т.е. учить тому, как надо организовывать свое время, ставить цели и т.д.
Ведущий: У нас еще один звонок. Добрый вечер.
Слушатель 3: Здравствуйте. Вот такой вопрос. Страна постоянно переходит на летнее время, и с 1917 г. действует декретный час, который практически, за исключением трех лет не отменен. Т.е. мы живем по ложному времени, которого на самом деле нет. Вот сейчас на самом деле без двадцати пять, а у Вас без двадцати восемь. Как Вы относитесь к этой ситуации?
Ведущий: Спасибо Вам. Теперь я понял, почему мне в 10 часов утра спать хочется. Потому что 7 часов на самом деле. И дело не в том, что я сова и проч. проч. Это украденные советской властью три часа времени дали о себе знать.
Глеб Архангельский: Кстати, про летнее время, хороший вопрос в том, что нужно отслеживать свои личные биологические часы, они у всех разные, не только совы, жаворонки. Полезно просто понаблюдать, каждый день в течение недели записывать свое состояние (можно каждый час) «хорошо себя чувствую/ плохо себя чувствую», появляется примерная кривая, некий график, и Вы уже себе представляете, когда что лучше у Вас получается, когда важные дела нужно делать, а когда нужно отдохнуть.
Ведущий: Нам снова звонок. Да, добрый вечер!
Слушатель 4: Это из Саратова, Варламов, у меня вопрос к Глебу. Как Вы относитесь к книге Зайверта «Ваше время в ваших руках», чем Ваша точка зрения отличается, и что нового в этом плане Вы разработали?
Глеб Архангельский: Хороший вопрос. Я поясню для слушателей, книга Зайверта одна из самых издававшихся в свое время по организации времени. Мое отношение к ней как к лучшей классической книге по классическому ТМ. То есть классический западный ТМ там изложен очень компактно, четко, ясно. Это была очень передовая вещь на момент своего зарождения 70-е г.г., но сейчас, в более динамичной экономике, особенно у нас в России, в условиях нашего бездорожья и разгильдяйства, когда мы пытаемся жесткие формы его приложить (планирование четкое, расписывание по минутам, каждая вещь должна знать свое место), как правило, это работает плохо. Что добавляем мы? Мы говорим о таких вещах как метод ограниченного хаоса, творческая лень, здоровый пофигизм, т.е. какие-то вещи, которые выходят за рамки этой жесткой, четкой организации и дают возможность работать с хаосом, неопределенностью, с творчеством, с вещами, которые в этот классический ТМ не очень укладываются.
Ведущий: Уже Ваши формулировки производят впечатление.
Глеб Архангельский: Да-да. Я в начале семинара говорю такие термины как «творческая лень». Народ сразу расплывается: ничего страшного здесь не будет, мы вас не превратим в роботов.
Ведущий: Народу нравится, наверное, воспринимать не в прилагательном, а в существительном «лень, хаос».
Глеб Архангельский: Да. С одной стороны, хочется, чтобы была творческая лень и ограниченный хаос, но с другой стороны в сроки укладываться все-таки надо, работу сдавать какую-то надо, деньги зарабатывать надо, и как эти вещи совместить это самое сложное.
Ведущий: Это верно, что надо учитывать мотивы, которые в разной степени преобладают. И социальные у человека есть потребности, в общении потребности, реализовать какие-то карьерные потребности, это потребность души, в этом ничего плохого-то нет. Это с точки зрения инструментария Вы это учитываете, а есть ли какие-нибудь методики применительно к тому, чем человек занимается? Или это творческий человек, бизнесмен, или это глава управления?
Глеб Архангельский: Специфика, конечно, есть. Ну, во-первых, это степень творческого компонента. Понятно, что, чем профессия более творческая, тем труднее запланировать. Если Вы можете запланировать, что завтра сделаете 100 телефонных звонков, то Вы не можете запланировать, что завтра родите замечательную идею нового продукта. И когда встает вопрос об управлении творчеством, здесь как раз и приходит на помощь метод ограниченного хаоса, некие технологии, я бы сказал, нелинейные, которые позволяют работать с творческой композицией.
Ведущий: А как же быть с мозговыми атаками, очень популярно было: собираемся, работаем?
Глеб Архангельский: Это очень маленький кирпичик целой технологии творчества, т.е. есть много разных технологий, как в творческой работе быть эффективным. Либо наоборот, работа, скажем, больше боевая, например, связанная с продажами, переговорами, где не столько идеи нужно рождать, сколько настроиться на боевой лад. Нужно очень четко все организовать, представить все сильные и слабые стороны, расписать их заранее на бумаге. Это другие технологии, т.е. в чем еще наше отличие от классического ТМ: там, как правило предлагается единственная верная система, т.е. вот органайзер, вот так надо планировать. Мы говорим: все люди разные. У нас есть курс «ТМ школа», там вначале проводится психологическое тестирование, человеку даем заполнить тест, вопросы. Мы говорим: «вы знаете, что Вы вот такой?», он говорит: «Да, а как Вы догадались?». Мы все знаем.
Ведущий: Вы не говорите, что вы проверили его анкету и пытались его запугать, что у вас длинные руки.
Глеб Архангельский: Мы говорим: Вы знаете, вот такая методика планирования для Вас скорее всего не подойдет, а контекстное планирование, это то, что нужно. И уже идет то, что мы называем «заточкой», т.е. индивидуальный пошив. То есть можно одежду купить в магазине, а можно сшить новую, персонально для Вас.
Ведущий: Уже хорошо, что сам человек про себя убеждается, что он такой эдакий, и еще бы ваши рекомендации были бы обязательны для вех сопутствующих этого человека…
Глеб Архангельский: Это называется командный ТМ, т.е. как организоваться в команде, группе, на работе.
Ведущий: Нам звонят, добрый вечер!
Слушатель 5: Здравствуйте. Мне хочется немного проопонировать точку зрения нашего гостя. Если человек рожден для достижения какой-то цели, если на него учителя возложили определенные надежды, если он не может не думать о проблеме, которая в голове у него крутится, ничего он не может сделать. Какое планирование, если человек не может не думать о том, чего нужно достичь в жизни! Здесь ни о каком планировании не может быть и речи. Да, в ущерб семье, да, в ущерб воспитанию детей, в ущерб своему здоровью. Есть люди, которые не могут жить иначе.
Глеб Архангельский: Давайте я отпарирую. Я не вижу, на самом деле, противоречия, наоборот, мне кажется, организация времени нужна тем, у кого есть большая цель. Помните, я про Любищева рассказывал, который периодическую систему хотел разработать? Как только появляется большая цель, рождается вопрос: а как к ней двигаться, чтобы успеть? И вот эта одержимость идеей, одержимость целью мне хорошо знакома. Действительно, если мне пришли в голову какие-то гениальные мысли по организации времени, я могу ночь не спать. Но это не противоречит планированию, просто планирование гибкое. Планирование, которое учитывает эти непредсказуемые факторы.
Ведущий: Мы говорим, что мы не механические. Материалистический человек сам себе хозяин. Мы сами внедряемся в нравственное пространство, в религиозное. Что может сам человек планировать, если он ведомое существо? Не все попадают в наше пространство разговора об организации времени.
Глеб Архангельский: Вы знаете, про «ведомых», меня в свое время поразил пример Иоанна Кронштадтского, святой такой известный, начала века. Столько вещей человек успел сделать! Открыл огромное количество монастырей, служил каждый день службы, встречался с огромным количеством людей, при этом 40 лет преподавал в гимназии, спал 5 часов в день, замечательно высыпался, был свежий и бодрый, написал многие тома книг. Человек был религиозный, но это не мешало ему так планировать.
Ведущий:Нам звонят из другого города. Здравствуйте.
Слушатель 6: Здравствуйте, это Елена из Ярославля. К гостю у меня вопрос такой: есть ли у него семья, и как он лично проводит время свое свободное.
Глеб Архангельский: Семья, как у любого человека, есть. А свободное время… Вы знаете, клиенты очень удивляются, когда я говорю, что минимум 2 часа в день я могу уделять на художественную литературу, что я могу себе позволить 9 часов в сутки спать.
Ведущий: Ну, выделил я себе 2 часа на книжку, но не смог я ее прочесть. Ну, не может себя человек четко запрограммировать на какое-то действие.
Глеб Архангельский: Выделить это же не значит, что завтра с 17 до 19 я читаю. Просто, если мне захотелось почитать что-то вкусненькое, то я найду время и на это.
Ведущий: Просто в рамках здорового пофигизма, если возвращаться к этой части проблемы, кому-то может показаться, что в этом человеке слишком много здорового пофигизма, другому покажется, что мало. Вот я, бывает, ночей не сплю, волнуюсь, чтобы сложилась передача, чтобы пробок не было и т.п.
Глеб Архангельский: Мне кажется, очень помогает, разделить все на две стороны: на что я могу повлиять, на что не могу. То, на что я не могу повлиять, можно как-то прогнозировать, изучать. А там, где Вы можете повлиять, возникают цели, планы, сроки, и это уже Ваша ответственность. Сделали Вы за свою жизнь то, что Вы хотели или не успели.
Ведущий: Остается меньше двух минут, мы успеваем послушать последний вопрос, как можно короче, пожалуйста. Здравствуйте!
Слушатель7: Здравствуйте, я хотела сказать, что в Швеции, например, даже в школе учат планировать свое время, и учат каждый день человека задавать себе вопрос: важно ли то, что я делаю. Вот, я думаю, что нам нужно обязательно со школьниками этим заниматься.
Ведущий: Вы занимаетесь со школьниками?
Глеб Архангельский: Мы занимаемся со школьниками. Мы уже давно, 2 года работаем в вузах и осенью начали для школ, потому что, на мой взгляд, организацией времени надо начинать заниматься, чем раньше, тем лучше.
Ведущий: Спасибо Вам большое! С нами был Глеб Архангельский.
Прослушать интервью с Глебом Архангельским вы можете в архивах передач на
сайте Радио России www.radiorus.ru
консультантом |
тайм-менеджмент >> |