Взаимосвязь и области применимости подходов
Нетрудно
заметить, что подходы не являются взаимоисключающими; как мы уже говорили, их
различие описывается в терминах расстановки акцентов, распределения внимания на те или
иные аспекты проектирования деятельности, и т.д. Прожективный подход допускает
уделение значительного внимания, например, тенденциям развития ситуации, но
предпочтительным для прожективно мыслящего управленца является все же
«подгонка» реальности под проект и сформулированное представление о
результате на уровне А. С другой стороны, непрожективный подход может допускать в
качестве вспомогательных промежуточных этапов построение целей уровня А и проектов их
достижения, но предпочтительным является все же их отсутствие. Более того, как
мы видели выше, в ТРИЗ прямо рекомендуется изгонять все представления о результате
уровня А (технические термины); точно так же и в восточных боевых искусствах не
рекомендуется «проектировать», моделировать движения противника и свои
возможные ответы, поскольку это «замусоривает» сознание, мешает восприятию
реальных действий противника и адекватному их использованию для достижения надцели
«победить».
Из всего вышесказанного следует, что прожективный подход наиболее уместен при
проектировании деятельности в следующих условиях:
- Ситуация начала деятельности является задачной, т.е. адекватность моделей уровня А
описываемой реальности не вызывает сомнений; требующее устранения затруднение хорошо
фиксируется с помощью этих моделей;
- Объект деятельности является сравнительно косным и малоподвижным; ситуация
укладывается в схемы «субъект-объект» или «субъект-субъект в состоянии
кооперации»;
- Сравнительно мала вероятность появления непредвиденных обстоятельств любого
характера;
- Ожидаемый результат может быть достаточно подробно описан; допускает разложение
на ряд частных результатов, достижимых по отдельности; допускает
«количественное», постепенное достижение («аддитивность»
результата).
Непрожективный подход наиболее уместен в следующих условиях:
- Ситуация начала деятельности является проблемной, т.е. в рамках существующих
моделей неясна природа затруднения; оно фиксируется только на уровне АА;
- Объект деятельности «живет и реагирует»; ситуация описывается в терминах
«субъект-социальная система» или «субъект-субъект в состоянии
конкуренции, управленческой борьбы, войны»;
- Велика вероятность появления различных непредвиденных обстоятельств;
- Ожидаемый результат не может быть описан на уровне А; не допускает разложения на
ряд результатов (не «аддитивен»); ключевым для достижения результата
является качественный скачок (примеры: решение нетривиальной, в частности
изобретательской, задачи; научное открытие; победа в войне).
Узнать еще больше о тайм-менеджменте Вы сможете из книг Глеба Архангельского. Получить БЕСПЛАТНО!